ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №229 об административном правонарушении

Номер дела: 229
Дата публикации: 8 июля 2014, 14:45

«08» июля  2014г.                                                                                           12.00ч.   

г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №39 и материалы дела об административном правонарушении №229, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..)(доверенность № от года)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ФЛ (…) (вх. №1792 от 29.05.2013) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены Постановлением Правительства РФ №83 от 13 февраля 2006 г.).

  Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №205,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка  газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с пунктом 2 Устава ОАО «Саранскмежрайгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров ОАО «СМРГ» от 18 июля 2013 г.) основной целью Общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества.

Для реализации своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: транспортировка газа по трубопроводам на территории г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского районов Республики Мордовия; техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем (техническое обслуживание и текущий ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового оборудования котельных по заключенным договорам и др.); газификация, в том числе строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение функций заказчика-застройщика, выполнение функций генподрядчика (подрядчика), оказание посреднических услуг в строительстве; планирование, контроль и учет транспортивки газа по сетям газораспределительным, оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения.

В соответствии с Уставом одним из основных видов деятельности ОАО «Саранскмежрайгаз» является транспортировка природного газа от поставщика до потребителей, продажу коммунальных ресурсов ОАО «Саранскмежрайгаз» не осуществляет, в собственности ОАО «Саранскмежрайгаз» магистральных газопроводов нет. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является газораспределительной организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

Комиссией установлено, что 03 апреля 2013 года ФЛ (...). в адрес ОАО «Саранскмежрайгаз» была направлена заявка на предоставление технических условий для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь,...

ОАО «Саранскмежрайгаз» письмом (исх. №782 от 14.05.2013) направило ответ в адрес ФЛ (...), из которого следовало, что в соответствии с пунктом 17 Правил №83  подключение объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей (сетевой) организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация. ОАО «Саранскмежрайгаз» вправе выдать ФЛ (…)технические условия для подключения к газовым сетям вышеуказанного проектируемого строения при условии, если ФЛ (…) согласует их выдачу с собственником (-ами) газопровода, к которому будет производиться подключение. Для этого ФЛ (…) необходимо предоставить в ОАО «Саранскмежрайгаз» письменное согласие вышеуказанных лиц (собственника (-ов) газопровода).

Анализ отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (...) в предоставлении технических условий для подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям показывает, что заявитель из полученной информации не мог определить количество возможных точек подключения. Кроме того, в отказе не указана информация об основном абоненте.

В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что отказ ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (…) в выдаче технических условий не соответствует требованиям пункта 9 Правил №83.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (…), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

Кроме того, интересы заявителя были ущемлены в связи с тем, что отсутствие мотивированного отказа в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения создало препятствие ФЛ (…) для обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Учитывая указанные обстоятельства, 01.11.2013 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №205:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №205, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 15 ноября 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, а именно:

рассмотреть заявку ФЛ (…) на предоставление технических условий

для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь, … в соответствии с требованиями пункта 9 Правил №83.

4. Передать материалы дела №205 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 1.2 статьи 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

       На основании части 6 статьи 4.2 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации

Решение по делу №205 вступило в силу 01.11.2013 года (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №205 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия») исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

  При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

         Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 24.06.2014 года  выручка от ОАО «Саранскмежрайгаз» за 2012 год от оказания услуг по транспортировке газа для потребителей-физических лиц в границах Лямбирского сельского поселения составила …

         Размер административного штрафа для юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ не может быть менее ста тысяч рублей.

        Основания для освобождения ОАО «Сарансмежрайгаз» от административной ответственности в силу статьи 2.9. КоАП РФ отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (...), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

      Кроме того, при назначении административного наказания учитывались имущественное и финансовое положение ОАО «Саранскмежрайгаз».

       Обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность, не установлено.

       Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

       ОАО «Саранскмежрайгаз» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела №229 об административном правонарушении, на рассмотрение дела явился представитель (1..) (доверенность №  от года).

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к ОАО «Саранскмежрайгаз» меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства: Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 89701000; Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Мордовия Банка России г. Саранск БИК 048952001 Расчётный счёт 40101810900000010002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

  В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

       В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                                А.В. Демкин

 

 

 

Постановление вступило в законную силу «___» ______________    2014 года.

 

stdClass Object ( [vid] => 12094 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №229 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12094 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405422014 [changed] => 1405422014 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405422014 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

«08» июля  2014г.                                                                                           12.00ч.   

г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №39 и материалы дела об административном правонарушении №229, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..)(доверенность № от года)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ФЛ (…) (вх. №1792 от 29.05.2013) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены Постановлением Правительства РФ №83 от 13 февраля 2006 г.).

  Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №205,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка  газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с пунктом 2 Устава ОАО «Саранскмежрайгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров ОАО «СМРГ» от 18 июля 2013 г.) основной целью Общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества.

Для реализации своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: транспортировка газа по трубопроводам на территории г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского районов Республики Мордовия; техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем (техническое обслуживание и текущий ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового оборудования котельных по заключенным договорам и др.); газификация, в том числе строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение функций заказчика-застройщика, выполнение функций генподрядчика (подрядчика), оказание посреднических услуг в строительстве; планирование, контроль и учет транспортивки газа по сетям газораспределительным, оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения.

В соответствии с Уставом одним из основных видов деятельности ОАО «Саранскмежрайгаз» является транспортировка природного газа от поставщика до потребителей, продажу коммунальных ресурсов ОАО «Саранскмежрайгаз» не осуществляет, в собственности ОАО «Саранскмежрайгаз» магистральных газопроводов нет. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является газораспределительной организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

Комиссией установлено, что 03 апреля 2013 года ФЛ (...). в адрес ОАО «Саранскмежрайгаз» была направлена заявка на предоставление технических условий для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь,...

ОАО «Саранскмежрайгаз» письмом (исх. №782 от 14.05.2013) направило ответ в адрес ФЛ (...), из которого следовало, что в соответствии с пунктом 17 Правил №83  подключение объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей (сетевой) организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация. ОАО «Саранскмежрайгаз» вправе выдать ФЛ (…)технические условия для подключения к газовым сетям вышеуказанного проектируемого строения при условии, если ФЛ (…) согласует их выдачу с собственником (-ами) газопровода, к которому будет производиться подключение. Для этого ФЛ (…) необходимо предоставить в ОАО «Саранскмежрайгаз» письменное согласие вышеуказанных лиц (собственника (-ов) газопровода).

Анализ отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (...) в предоставлении технических условий для подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям показывает, что заявитель из полученной информации не мог определить количество возможных точек подключения. Кроме того, в отказе не указана информация об основном абоненте.

В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что отказ ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (…) в выдаче технических условий не соответствует требованиям пункта 9 Правил №83.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (…), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

Кроме того, интересы заявителя были ущемлены в связи с тем, что отсутствие мотивированного отказа в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения создало препятствие ФЛ (…) для обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Учитывая указанные обстоятельства, 01.11.2013 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №205:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №205, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 15 ноября 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, а именно:

рассмотреть заявку ФЛ (…) на предоставление технических условий

для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь, … в соответствии с требованиями пункта 9 Правил №83.

4. Передать материалы дела №205 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 1.2 статьи 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

       На основании части 6 статьи 4.2 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации

Решение по делу №205 вступило в силу 01.11.2013 года (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №205 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия») исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

  При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

         Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 24.06.2014 года  выручка от ОАО «Саранскмежрайгаз» за 2012 год от оказания услуг по транспортировке газа для потребителей-физических лиц в границах Лямбирского сельского поселения составила …

         Размер административного штрафа для юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ не может быть менее ста тысяч рублей.

        Основания для освобождения ОАО «Сарансмежрайгаз» от административной ответственности в силу статьи 2.9. КоАП РФ отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (...), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

      Кроме того, при назначении административного наказания учитывались имущественное и финансовое положение ОАО «Саранскмежрайгаз».

       Обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность, не установлено.

       Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

       ОАО «Саранскмежрайгаз» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела №229 об административном правонарушении, на рассмотрение дела явился представитель (1..) (доверенность №  от года).

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к ОАО «Саранскмежрайгаз» меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства: Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 89701000; Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Мордовия Банка России г. Саранск БИК 048952001 Расчётный счёт 40101810900000010002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

  В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

       В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                                А.В. Демкин

 

 

 

Постановление вступило в законную силу «___» ______________    2014 года.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

«08» июля  2014г.                                                                                           12.00ч.   

г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №39 и материалы дела об административном правонарушении №229, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..)(доверенность № от года)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ФЛ (…) (вх. №1792 от 29.05.2013) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены Постановлением Правительства РФ №83 от 13 февраля 2006 г.).

  Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №205,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка  газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с пунктом 2 Устава ОАО «Саранскмежрайгаз» (утвержден решением общего собрания акционеров ОАО «СМРГ» от 18 июля 2013 г.) основной целью Общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества.

Для реализации своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: транспортировка газа по трубопроводам на территории г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского районов Республики Мордовия; техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем (техническое обслуживание и текущий ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового оборудования котельных по заключенным договорам и др.); газификация, в том числе строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение функций заказчика-застройщика, выполнение функций генподрядчика (подрядчика), оказание посреднических услуг в строительстве; планирование, контроль и учет транспортивки газа по сетям газораспределительным, оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения.

В соответствии с Уставом одним из основных видов деятельности ОАО «Саранскмежрайгаз» является транспортировка природного газа от поставщика до потребителей, продажу коммунальных ресурсов ОАО «Саранскмежрайгаз» не осуществляет, в собственности ОАО «Саранскмежрайгаз» магистральных газопроводов нет. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является газораспределительной организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

Комиссией установлено, что 03 апреля 2013 года ФЛ (...). в адрес ОАО «Саранскмежрайгаз» была направлена заявка на предоставление технических условий для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь,...

ОАО «Саранскмежрайгаз» письмом (исх. №782 от 14.05.2013) направило ответ в адрес ФЛ (...), из которого следовало, что в соответствии с пунктом 17 Правил №83  подключение объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей (сетевой) организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация. ОАО «Саранскмежрайгаз» вправе выдать ФЛ (…)технические условия для подключения к газовым сетям вышеуказанного проектируемого строения при условии, если ФЛ (…) согласует их выдачу с собственником (-ами) газопровода, к которому будет производиться подключение. Для этого ФЛ (…) необходимо предоставить в ОАО «Саранскмежрайгаз» письменное согласие вышеуказанных лиц (собственника (-ов) газопровода).

Анализ отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (...) в предоставлении технических условий для подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям показывает, что заявитель из полученной информации не мог определить количество возможных точек подключения. Кроме того, в отказе не указана информация об основном абоненте.

В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что отказ ОАО «Саранскмежрайгаз» ФЛ (…) в выдаче технических условий не соответствует требованиям пункта 9 Правил №83.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (…), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

Кроме того, интересы заявителя были ущемлены в связи с тем, что отсутствие мотивированного отказа в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения создало препятствие ФЛ (…) для обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Учитывая указанные обстоятельства, 01.11.2013 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №205:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №205, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 15 ноября 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в выдаче технических условий, а именно:

рассмотреть заявку ФЛ (…) на предоставление технических условий

для подключения к газораспределительным сетям проектируемого жилого дома, находящегося по адресу Республика Мордовия, с. Лямбирь, … в соответствии с требованиями пункта 9 Правил №83.

4. Передать материалы дела №205 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 1.2 статьи 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

       На основании части 6 статьи 4.2 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации

Решение по делу №205 вступило в силу 01.11.2013 года (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №205 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия») исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

  При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

         Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 24.06.2014 года  выручка от ОАО «Саранскмежрайгаз» за 2012 год от оказания услуг по транспортировке газа для потребителей-физических лиц в границах Лямбирского сельского поселения составила …

         Размер административного штрафа для юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ не может быть менее ста тысяч рублей.

        Основания для освобождения ОАО «Сарансмежрайгаз» от административной ответственности в силу статьи 2.9. КоАП РФ отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. В результате отказа ОАО «Саранскмежрайгаз» в выдаче технических условий были ущемлены интересы ФЛ (...), поскольку при отсутствии технических условий у нее в течение длительного времени отсутствовала возможность получения технических условий, в следствии чего у заявителя отсутствовала возможность подключения к газораспределительным сетям и заключения договора  поставки газа.

      Кроме того, при назначении административного наказания учитывались имущественное и финансовое положение ОАО «Саранскмежрайгаз».

       Обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность, не установлено.

       Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

       ОАО «Саранскмежрайгаз» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела №229 об административном правонарушении, на рассмотрение дела явился представитель (1..) (доверенность №  от года).

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к ОАО «Саранскмежрайгаз» меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства: Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 89701000; Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Мордовия Банка России г. Саранск БИК 048952001 Расчётный счёт 40101810900000010002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

  В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

       В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                                А.В. Демкин

 

 

 

Постановление вступило в законную силу «___» ______________    2014 года.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 229 [format] => [safe_value] => 229 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-08 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-08 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405422014 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мордовское УФАС России )