ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
08 сентября 2009 года Дело №А39-4854/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствующего: Забурдаевой И.Л.,
судей: Масловой О.П., Тютина Д.В.
при участии представителя
от заявителя: Юськаева Р.К., доверенность от 02.04.2009 №20-д,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу № А39-4854/2008 по заявлению администрации городского округа Саранск о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, антимонопольный орган), вынесенных по делу №239 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество «Центральный рынок» (далее - ОАО «Центральный рынок», Общество).
Решением суда от 06.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением апелляционного суда от 22.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратил ась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Субсидия выдана Обществу с соблюдением норм бюджетного и антимонопольного законодательств, не является муниципальной помощью, следовательно, на ее представление не требуется предварительного согласия антимонопольного органа.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании Управление в отзыве возразило против доводов Администрации, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Мордовия и Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2008 Администрация издала постановление №1542 о предоставлении ОАО «Центральный рынок» на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» субсидии в размере 5 700 000 рублей на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, без получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Усмотрев в действиях Администрации нарушение норм действующего антимонопольного законодательства, Управление возбудило дело №239.
Рассмотрев дело, комиссия Управления признала факт нарушения Администрацией части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что отразила в решении от 08.122008 №244, на основании которого выдала предписание от 08.12.2009 №82 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация не согласилась с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием и обжаловала их в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 4 части 2 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 20 Закона государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если она предоставляется, в частности, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) государственная или муниципальная помощь предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими частниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; про ведения фундаментальных научных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры и сохранения культурного наследия; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные ·виды деятельности; социального обслуживания населения; социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Не является государственной или муниципальной помощью предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем (пункт 4 части 2 статьи 19 Закона).
Из приведенных норм следует, что государственной и муниципальной помощью является такое предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, соответствующие законы субъектов Российской Федерации или нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны содержать сведения о конкретных получателях государственной или муниципальной помощи. В случае если в законе субъекта Российской Федерации или нормативном правовом акте органа местного самоуправления не указаны конкретные получатели государственной или муниципальной помощи, то ее предоставление требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что согласно пункту 17 раздела 5 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности. При этом получатели субсидий, вид и место осуществления их деятельности не указаны. Решение содержит лишь указание на то, что порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением главы Администрации. Утвержденный постановлением главы Администрации от 29.02.2008 №225 порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории городского округа Саранск, также не содержит сведений о конкретных получателях субсидий.
На территории городского округа Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическими лицами как места торговли семь товарно-вещевых и продовольственных рынков.
Предоставление ОАО «Центральный рынок» субсидий ставит Общество в более выгодные условия по сравнению с другими юридическими лицами, поскольку компенсируется часть его хозяйственных затрат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что субсидия в сумме 5 700 000 рублей, выделенная ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, является муниципальной помощью, предоставление которой требует предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный уд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда ~T 22.05.2009 па делу Х!! А39-4854!2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 10276
[uid] => 5
[title] => Постановление кассационной инстанции по делу в отношении Администрации г.о. Саранска
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10276
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1327997013
[changed] => 1370530224
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370530224
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
08 сентября 2009 года Дело №А39-4854/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствующего: Забурдаевой И.Л.,
судей: Масловой О.П., Тютина Д.В.
при участии представителя
от заявителя: Юськаева Р.К., доверенность от 02.04.2009 №20-д,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу № А39-4854/2008 по заявлению администрации городского округа Саранск о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, антимонопольный орган), вынесенных по делу №239 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество «Центральный рынок» (далее - ОАО «Центральный рынок», Общество).
Решением суда от 06.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением апелляционного суда от 22.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратил ась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Субсидия выдана Обществу с соблюдением норм бюджетного и антимонопольного законодательств, не является муниципальной помощью, следовательно, на ее представление не требуется предварительного согласия антимонопольного органа.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании Управление в отзыве возразило против доводов Администрации, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Мордовия и Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2008 Администрация издала постановление №1542 о предоставлении ОАО «Центральный рынок» на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» субсидии в размере 5 700 000 рублей на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, без получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Усмотрев в действиях Администрации нарушение норм действующего антимонопольного законодательства, Управление возбудило дело №239.
Рассмотрев дело, комиссия Управления признала факт нарушения Администрацией части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что отразила в решении от 08.122008 №244, на основании которого выдала предписание от 08.12.2009 №82 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация не согласилась с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием и обжаловала их в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 4 части 2 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 20 Закона государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если она предоставляется, в частности, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) государственная или муниципальная помощь предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими частниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; про ведения фундаментальных научных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры и сохранения культурного наследия; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные ·виды деятельности; социального обслуживания населения; социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Не является государственной или муниципальной помощью предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем (пункт 4 части 2 статьи 19 Закона).
Из приведенных норм следует, что государственной и муниципальной помощью является такое предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, соответствующие законы субъектов Российской Федерации или нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны содержать сведения о конкретных получателях государственной или муниципальной помощи. В случае если в законе субъекта Российской Федерации или нормативном правовом акте органа местного самоуправления не указаны конкретные получатели государственной или муниципальной помощи, то ее предоставление требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что согласно пункту 17 раздела 5 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности. При этом получатели субсидий, вид и место осуществления их деятельности не указаны. Решение содержит лишь указание на то, что порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением главы Администрации. Утвержденный постановлением главы Администрации от 29.02.2008 №225 порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории городского округа Саранск, также не содержит сведений о конкретных получателях субсидий.
На территории городского округа Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическими лицами как места торговли семь товарно-вещевых и продовольственных рынков.
Предоставление ОАО «Центральный рынок» субсидий ставит Общество в более выгодные условия по сравнению с другими юридическими лицами, поскольку компенсируется часть его хозяйственных затрат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что субсидия в сумме 5 700 000 рублей, выделенная ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, является муниципальной помощью, предоставление которой требует предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный уд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда ~T 22.05.2009 па делу Х!! А39-4854!2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
08 сентября 2009 года Дело №А39-4854/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствующего: Забурдаевой И.Л.,
судей: Масловой О.П., Тютина Д.В.
при участии представителя
от заявителя: Юськаева Р.К., доверенность от 02.04.2009 №20-д,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу № А39-4854/2008 по заявлению администрации городского округа Саранск о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, антимонопольный орган), вынесенных по делу №239 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество «Центральный рынок» (далее - ОАО «Центральный рынок», Общество).
Решением суда от 06.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением апелляционного суда от 22.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратил ась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Субсидия выдана Обществу с соблюдением норм бюджетного и антимонопольного законодательств, не является муниципальной помощью, следовательно, на ее представление не требуется предварительного согласия антимонопольного органа.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании Управление в отзыве возразило против доводов Администрации, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Мордовия и Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2008 Администрация издала постановление №1542 о предоставлении ОАО «Центральный рынок» на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» субсидии в размере 5 700 000 рублей на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, без получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Усмотрев в действиях Администрации нарушение норм действующего антимонопольного законодательства, Управление возбудило дело №239.
Рассмотрев дело, комиссия Управления признала факт нарушения Администрацией части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что отразила в решении от 08.122008 №244, на основании которого выдала предписание от 08.12.2009 №82 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация не согласилась с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием и обжаловала их в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 4 части 2 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 20 Закона государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если она предоставляется, в частности, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) государственная или муниципальная помощь предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими частниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; про ведения фундаментальных научных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры и сохранения культурного наследия; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные ·виды деятельности; социального обслуживания населения; социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Не является государственной или муниципальной помощью предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем (пункт 4 части 2 статьи 19 Закона).
Из приведенных норм следует, что государственной и муниципальной помощью является такое предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, соответствующие законы субъектов Российской Федерации или нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны содержать сведения о конкретных получателях государственной или муниципальной помощи. В случае если в законе субъекта Российской Федерации или нормативном правовом акте органа местного самоуправления не указаны конкретные получатели государственной или муниципальной помощи, то ее предоставление требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что согласно пункту 17 раздела 5 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности. При этом получатели субсидий, вид и место осуществления их деятельности не указаны. Решение содержит лишь указание на то, что порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением главы Администрации. Утвержденный постановлением главы Администрации от 29.02.2008 №225 порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории городского округа Саранск, также не содержит сведений о конкретных получателях субсидий.
На территории городского округа Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическими лицами как места торговли семь товарно-вещевых и продовольственных рынков.
Предоставление ОАО «Центральный рынок» субсидий ставит Общество в более выгодные условия по сравнению с другими юридическими лицами, поскольку компенсируется часть его хозяйственных затрат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что субсидия в сумме 5 700 000 рублей, выделенная ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, является муниципальной помощью, предоставление которой требует предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный уд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда ~T 22.05.2009 па делу Х!! А39-4854!2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А39-4854/2008
[format] =>
[safe_value] => А39-4854/2008
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-30 21:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-09-07 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1327997013
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мордовское УФАС России
)