Решение Арбитражного суда РМ по делу в отношении Администрации г.о. Саранск

Номер дела: №А39-4854/2008
Дата публикации: 31 января 2012, 01:00

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации
 
РЕШЕНИЕ
Дело №А39-4854/2008
 
город Саранск                                                                                                  6 марта 2009 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Умысковой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городско­го округа Саранск, г. Саранск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия, г. Саранск
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно пред­мета спора: Открытое акционерное общество «Центральный рынок», г. Саранск
о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 по делу №239 и предписания от 08.12.2008 №82 по делу №239,
при участии в заседании:
от заявителя: Царапкина А.Н., ведущего специалиста отдела правовой защиты, доверенность № 4179-исх от 15.12.2008,
от ответчика: Чучаевой Т.И., начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, доверенность №6 от 10.02.2009; Сидоровой Н.В., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов вла­сти, доверенность №5 от 09.02.2009;
от третьего лица: Егорушкиной Н.К., представителя по доверенности №65 от 10.02.2009,
 
установил:
 
Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявила требование о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) по делу №239.
Заявление мотивировано тем, что субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о. Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена в соответствии с действующим законодательством нормативными актами городского округа Саранск, не является муниципальной помощью и не требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Ответчик в отзыве заявленные требования отклонил, указав, что предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» за счет средств муниципального бюджета следует расценивать как муниципальную помощь, оказание коте рой может поставить получателя субсидии в более выгодное экономическое положение по сравнению с иными субъектами экономической деятельности, потому порядок её предоставления должен регламентироваться, в том числе Федеральным законом «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Центральный рынок» в судебном заседании заявление Администрации г.о. Саранск поддержал, указав, что не считает Постановлении Главы Администрации г.о. Саранск от 29.09.2008 №1542 о предоставлении субсидии нарушающим положения Федерального закона «О защите конкуренции».
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.03.2009 по 06.03.2009.
При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Главы Администрации г.о.Саранск от 26.09.2008 №1542 Открытому акционерному обще­ству «Центральный рынок» предоставлена субсидия в размере 5700000 руб. в целях возмещения затрат на аренду имущества, используемого для обеспечения уставной деятельности. Из пунктов 2 и 3 названного постановления следует, что субсидия предоставлена за счет средств бюджета городского округа Са­ранск на безвозмездной основе, а порядок и сроки её использования должны быть установлены договором, установленным между Администрацией г.о. Саранск и ОАО «Центральный рынок».
В рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного зако­нодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Респуб­лике Мордовия провело проверку по факту предоставления ОАО «Централь­ный рынок» субсидии за счет средств муниципального бюджета.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что порядок пре­доставления субсидии произведен Администрацией с нарушением части 1 ста­тьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: субсидия как адресная муниципальная помощь с конкретным получа­телем - юридическим лицом не отражена в решении Совета депутатов город­ского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Са­ранск на 2008 год», а потому для её предоставления необходимо предварительное согласие территориального антимонопольного органа.
Согласие на выделение указанной субсидии, как установлено проверкой, УФАС по РМ не выдавалось.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение от 08.12.2008 №244 по делу №239 по признакам нарушения антимо­нопольного законодательства, пунктом 1 резолютивной части которого факт предоставления субсидии ОАО «Центральный рынок» в сумме 5700000 руб. без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муни­ципальной помощи признан нарушением части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части названного решения комиссия предусмотрела выдачу Администрации г.о. Саранск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а пунктом 3 - направление материалов в Следственное управление Следственного коми при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия для проверки на предмет соответствия нормам Уголовного кодекса Российской Федерации.
8 декабря 2008 года Администрации выдано предписание №82 о прекращении нарушения части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Администрация городского округа Саранск, не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат ил недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь представляет собой предоставле­ние федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организа­циями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъ­ектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участни­ками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товар­ном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
При этом, пункт 4 части 2 статьи 19 Федерального закона «О защите кон­куренции» устанавливает, что к государственной или муниципальной помощи не относится предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым ак­том представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответ­ствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответ­ствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Таким образом, субсидии, выделяемые хозяйствующим субъектам за счет средств муниципального бюджета, могут как относиться, так и не относиться к муниципальной помощи в смысле положений пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Для отграничения субсидий, подпадающих под понятие муниципальной помощи, от субсидий, которые не должны рассматриваться как муниципальная помощь, необходимо одновременное наличие нескольких условий:
- субсидии должны быть предоставлены хозяйствующим субъектам, т.е. лицам, осуществляющим на рынке товаров и услуг предприниматель­скую и иную экономическую деятельность;
- субсидии должны обеспечивать указанным субъектам более в выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке;
- получатель субсидии не должен быть указан в нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с вышеизложенным, в случае предоставления субсидии от, ному юридическому лицу - коммерческой организации при наличии на указанном рынке иных коммерческих организаций определяющим для квалификации субсидии как муниципальной помощи будет являться наличие либо отсутствие в соответствующем нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год указания на получателя такой помощи.
Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы, изложенных в письмах от 16.02.2007 №ИА/1938 и от 15.08.2007 №ИА/I3955.
Открытое акционерное общество «Центральный рынок» является кою ческой организацией (статья 96 § 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ), целью торой является извлечение прибыли.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что на территории г.о. Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическим лицами 7 (семь) товарно-вещевых и продовольственных рынков как мест торговли.
Предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» ставит его в более выгодные условия в сравнении с указанными организациями, поскольку компенсирует часть его хозяйственных затрат.
Из представленного в материалы дела решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» следует, что из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества используемого на обеспечение уставной деятельности (пункт 17 Решения), при этом получатели указанного вида субсидий не указаны. Названный пункт решения содержит лишь указание на то, что Порядок предоставления субсидий устанавливается Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск.
В то же время, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным пред­принимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, за­регистрированным на территории городского округа Саранск, утвержденный Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.02.2008 №225 списка конкретных получателей субсидий не содержит.
Таким образом, субсидия в сумме 5700000 руб., выделяемая ОЛО «Цен­тральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, в рассматриваемом случае подпадает под по­нятие муниципальной помощи.
По смыслу Федерального закона «О защите конкуренции» предоставление государственной помощи не должно вести к устранению или недопущению кон­куренции на соответствующем товарном рынке (статья 1 названного Закона).
Следовательно, предоставление данных субсидий подлежит контролю в рамках главы 5 Закона.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь предос­тавляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.
Предоставление муниципальной помощи не требует предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа мест­ного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год либо за счет резервного фонда органа местного самоуправления (пункты 3 и 5 части статьи 20 Закона).
Субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о.Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена соответствии с разделом 04 «Субсидии юридически лицам» подраздел 08 целевая статья расходов 3170100 (Приложение 3 к решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415), что сторонами не оспаривается.
Таким образом, указанная субсидия как муниципальная помощь, конкретный получатель которой не определен ни в решении Совета депутатов городско­го округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год», ни в Приложении 3 к решению, могла быть предоставлена ОАО «Центральный рынок» только с предварительного согласия Управления Феде­ральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.
Указанного согласия Администрация г.о. Саранск не получала.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ у антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемых решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82.
Право направлять в соответствующие правоохранительные органы и ор­ганы прокуратуры Российской Федерации материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с наруше­нием антимонопольного законодательства Российской Федерации, предостав­лено территориальному органу Федеральной антимонопольной службы пунк­том 5.17 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 №324.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявлен­ных требований не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответст­вии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
 
В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитраж­ный апелляционный суд (г. Владимир) и в течение двух месяцев после вступле­ния в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).
 
Судья                                                                                    В.Н. Савочкин
stdClass Object ( [vid] => 10268 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда РМ по делу в отношении Администрации г.о. Саранск [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10268 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327995632 [changed] => 1370530224 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370530224 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации
 
РЕШЕНИЕ
Дело №А39-4854/2008
 
город Саранск                                                                                                  6 марта 2009 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Умысковой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городско­го округа Саранск, г. Саранск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия, г. Саранск
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно пред­мета спора: Открытое акционерное общество «Центральный рынок», г. Саранск
о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 по делу №239 и предписания от 08.12.2008 №82 по делу №239,
при участии в заседании:
от заявителя: Царапкина А.Н., ведущего специалиста отдела правовой защиты, доверенность № 4179-исх от 15.12.2008,
от ответчика: Чучаевой Т.И., начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, доверенность №6 от 10.02.2009; Сидоровой Н.В., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов вла­сти, доверенность №5 от 09.02.2009;
от третьего лица: Егорушкиной Н.К., представителя по доверенности №65 от 10.02.2009,
 
установил:
 
Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявила требование о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) по делу №239.
Заявление мотивировано тем, что субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о. Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена в соответствии с действующим законодательством нормативными актами городского округа Саранск, не является муниципальной помощью и не требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Ответчик в отзыве заявленные требования отклонил, указав, что предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» за счет средств муниципального бюджета следует расценивать как муниципальную помощь, оказание коте рой может поставить получателя субсидии в более выгодное экономическое положение по сравнению с иными субъектами экономической деятельности, потому порядок её предоставления должен регламентироваться, в том числе Федеральным законом «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Центральный рынок» в судебном заседании заявление Администрации г.о. Саранск поддержал, указав, что не считает Постановлении Главы Администрации г.о. Саранск от 29.09.2008 №1542 о предоставлении субсидии нарушающим положения Федерального закона «О защите конкуренции».
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.03.2009 по 06.03.2009.
При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Главы Администрации г.о.Саранск от 26.09.2008 №1542 Открытому акционерному обще­ству «Центральный рынок» предоставлена субсидия в размере 5700000 руб. в целях возмещения затрат на аренду имущества, используемого для обеспечения уставной деятельности. Из пунктов 2 и 3 названного постановления следует, что субсидия предоставлена за счет средств бюджета городского округа Са­ранск на безвозмездной основе, а порядок и сроки её использования должны быть установлены договором, установленным между Администрацией г.о. Саранск и ОАО «Центральный рынок».
В рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного зако­нодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Респуб­лике Мордовия провело проверку по факту предоставления ОАО «Централь­ный рынок» субсидии за счет средств муниципального бюджета.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что порядок пре­доставления субсидии произведен Администрацией с нарушением части 1 ста­тьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: субсидия как адресная муниципальная помощь с конкретным получа­телем - юридическим лицом не отражена в решении Совета депутатов город­ского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Са­ранск на 2008 год», а потому для её предоставления необходимо предварительное согласие территориального антимонопольного органа.
Согласие на выделение указанной субсидии, как установлено проверкой, УФАС по РМ не выдавалось.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение от 08.12.2008 №244 по делу №239 по признакам нарушения антимо­нопольного законодательства, пунктом 1 резолютивной части которого факт предоставления субсидии ОАО «Центральный рынок» в сумме 5700000 руб. без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муни­ципальной помощи признан нарушением части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части названного решения комиссия предусмотрела выдачу Администрации г.о. Саранск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а пунктом 3 - направление материалов в Следственное управление Следственного коми при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия для проверки на предмет соответствия нормам Уголовного кодекса Российской Федерации.
8 декабря 2008 года Администрации выдано предписание №82 о прекращении нарушения части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Администрация городского округа Саранск, не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат ил недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь представляет собой предоставле­ние федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организа­циями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъ­ектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участни­ками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товар­ном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
При этом, пункт 4 части 2 статьи 19 Федерального закона «О защите кон­куренции» устанавливает, что к государственной или муниципальной помощи не относится предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым ак­том представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответ­ствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответ­ствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Таким образом, субсидии, выделяемые хозяйствующим субъектам за счет средств муниципального бюджета, могут как относиться, так и не относиться к муниципальной помощи в смысле положений пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Для отграничения субсидий, подпадающих под понятие муниципальной помощи, от субсидий, которые не должны рассматриваться как муниципальная помощь, необходимо одновременное наличие нескольких условий:
- субсидии должны быть предоставлены хозяйствующим субъектам, т.е. лицам, осуществляющим на рынке товаров и услуг предприниматель­скую и иную экономическую деятельность;
- субсидии должны обеспечивать указанным субъектам более в выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке;
- получатель субсидии не должен быть указан в нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с вышеизложенным, в случае предоставления субсидии от, ному юридическому лицу - коммерческой организации при наличии на указанном рынке иных коммерческих организаций определяющим для квалификации субсидии как муниципальной помощи будет являться наличие либо отсутствие в соответствующем нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год указания на получателя такой помощи.
Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы, изложенных в письмах от 16.02.2007 №ИА/1938 и от 15.08.2007 №ИА/I3955.
Открытое акционерное общество «Центральный рынок» является кою ческой организацией (статья 96 § 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ), целью торой является извлечение прибыли.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что на территории г.о. Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическим лицами 7 (семь) товарно-вещевых и продовольственных рынков как мест торговли.
Предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» ставит его в более выгодные условия в сравнении с указанными организациями, поскольку компенсирует часть его хозяйственных затрат.
Из представленного в материалы дела решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» следует, что из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества используемого на обеспечение уставной деятельности (пункт 17 Решения), при этом получатели указанного вида субсидий не указаны. Названный пункт решения содержит лишь указание на то, что Порядок предоставления субсидий устанавливается Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск.
В то же время, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным пред­принимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, за­регистрированным на территории городского округа Саранск, утвержденный Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.02.2008 №225 списка конкретных получателей субсидий не содержит.
Таким образом, субсидия в сумме 5700000 руб., выделяемая ОЛО «Цен­тральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, в рассматриваемом случае подпадает под по­нятие муниципальной помощи.
По смыслу Федерального закона «О защите конкуренции» предоставление государственной помощи не должно вести к устранению или недопущению кон­куренции на соответствующем товарном рынке (статья 1 названного Закона).
Следовательно, предоставление данных субсидий подлежит контролю в рамках главы 5 Закона.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь предос­тавляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.
Предоставление муниципальной помощи не требует предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа мест­ного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год либо за счет резервного фонда органа местного самоуправления (пункты 3 и 5 части статьи 20 Закона).
Субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о.Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена соответствии с разделом 04 «Субсидии юридически лицам» подраздел 08 целевая статья расходов 3170100 (Приложение 3 к решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415), что сторонами не оспаривается.
Таким образом, указанная субсидия как муниципальная помощь, конкретный получатель которой не определен ни в решении Совета депутатов городско­го округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год», ни в Приложении 3 к решению, могла быть предоставлена ОАО «Центральный рынок» только с предварительного согласия Управления Феде­ральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.
Указанного согласия Администрация г.о. Саранск не получала.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ у антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемых решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82.
Право направлять в соответствующие правоохранительные органы и ор­ганы прокуратуры Российской Федерации материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с наруше­нием антимонопольного законодательства Российской Федерации, предостав­лено территориальному органу Федеральной антимонопольной службы пунк­том 5.17 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 №324.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявлен­ных требований не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответст­вии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
 
В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитраж­ный апелляционный суд (г. Владимир) и в течение двух месяцев после вступле­ния в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).
 
Судья                                                                                    В.Н. Савочкин
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации
 
РЕШЕНИЕ
Дело №А39-4854/2008
 
город Саранск                                                                                                  6 марта 2009 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Умысковой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городско­го округа Саранск, г. Саранск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия, г. Саранск
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно пред­мета спора: Открытое акционерное общество «Центральный рынок», г. Саранск
о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 по делу №239 и предписания от 08.12.2008 №82 по делу №239,
при участии в заседании:
от заявителя: Царапкина А.Н., ведущего специалиста отдела правовой защиты, доверенность № 4179-исх от 15.12.2008,
от ответчика: Чучаевой Т.И., начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, доверенность №6 от 10.02.2009; Сидоровой Н.В., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов вла­сти, доверенность №5 от 09.02.2009;
от третьего лица: Егорушкиной Н.К., представителя по доверенности №65 от 10.02.2009,
 
установил:
 
Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявила требование о признании недействительными решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) по делу №239.
Заявление мотивировано тем, что субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о. Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена в соответствии с действующим законодательством нормативными актами городского округа Саранск, не является муниципальной помощью и не требует предварительного согласования с антимонопольным органом.
Ответчик в отзыве заявленные требования отклонил, указав, что предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» за счет средств муниципального бюджета следует расценивать как муниципальную помощь, оказание коте рой может поставить получателя субсидии в более выгодное экономическое положение по сравнению с иными субъектами экономической деятельности, потому порядок её предоставления должен регламентироваться, в том числе Федеральным законом «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Центральный рынок» в судебном заседании заявление Администрации г.о. Саранск поддержал, указав, что не считает Постановлении Главы Администрации г.о. Саранск от 29.09.2008 №1542 о предоставлении субсидии нарушающим положения Федерального закона «О защите конкуренции».
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.03.2009 по 06.03.2009.
При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Главы Администрации г.о.Саранск от 26.09.2008 №1542 Открытому акционерному обще­ству «Центральный рынок» предоставлена субсидия в размере 5700000 руб. в целях возмещения затрат на аренду имущества, используемого для обеспечения уставной деятельности. Из пунктов 2 и 3 названного постановления следует, что субсидия предоставлена за счет средств бюджета городского округа Са­ранск на безвозмездной основе, а порядок и сроки её использования должны быть установлены договором, установленным между Администрацией г.о. Саранск и ОАО «Центральный рынок».
В рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного зако­нодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Респуб­лике Мордовия провело проверку по факту предоставления ОАО «Централь­ный рынок» субсидии за счет средств муниципального бюджета.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что порядок пре­доставления субсидии произведен Администрацией с нарушением части 1 ста­тьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: субсидия как адресная муниципальная помощь с конкретным получа­телем - юридическим лицом не отражена в решении Совета депутатов город­ского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Са­ранск на 2008 год», а потому для её предоставления необходимо предварительное согласие территориального антимонопольного органа.
Согласие на выделение указанной субсидии, как установлено проверкой, УФАС по РМ не выдавалось.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение от 08.12.2008 №244 по делу №239 по признакам нарушения антимо­нопольного законодательства, пунктом 1 резолютивной части которого факт предоставления субсидии ОАО «Центральный рынок» в сумме 5700000 руб. без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муни­ципальной помощи признан нарушением части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части названного решения комиссия предусмотрела выдачу Администрации г.о. Саранск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а пунктом 3 - направление материалов в Следственное управление Следственного коми при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия для проверки на предмет соответствия нормам Уголовного кодекса Российской Федерации.
8 декабря 2008 года Администрации выдано предписание №82 о прекращении нарушения части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции».
Администрация городского округа Саранск, не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат ил недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь представляет собой предоставле­ние федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организа­циями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъ­ектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участни­ками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товар­ном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
При этом, пункт 4 части 2 статьи 19 Федерального закона «О защите кон­куренции» устанавливает, что к государственной или муниципальной помощи не относится предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым ак­том представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответ­ствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответ­ствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Таким образом, субсидии, выделяемые хозяйствующим субъектам за счет средств муниципального бюджета, могут как относиться, так и не относиться к муниципальной помощи в смысле положений пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Для отграничения субсидий, подпадающих под понятие муниципальной помощи, от субсидий, которые не должны рассматриваться как муниципальная помощь, необходимо одновременное наличие нескольких условий:
- субсидии должны быть предоставлены хозяйствующим субъектам, т.е. лицам, осуществляющим на рынке товаров и услуг предприниматель­скую и иную экономическую деятельность;
- субсидии должны обеспечивать указанным субъектам более в выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке;
- получатель субсидии не должен быть указан в нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с вышеизложенным, в случае предоставления субсидии от, ному юридическому лицу - коммерческой организации при наличии на указанном рынке иных коммерческих организаций определяющим для квалификации субсидии как муниципальной помощи будет являться наличие либо отсутствие в соответствующем нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год указания на получателя такой помощи.
Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы, изложенных в письмах от 16.02.2007 №ИА/1938 и от 15.08.2007 №ИА/I3955.
Открытое акционерное общество «Центральный рынок» является кою ческой организацией (статья 96 § 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ), целью торой является извлечение прибыли.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что на территории г.о. Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическим лицами 7 (семь) товарно-вещевых и продовольственных рынков как мест торговли.
Предоставление субсидии ОАО «Центральный рынок» ставит его в более выгодные условия в сравнении с указанными организациями, поскольку компенсирует часть его хозяйственных затрат.
Из представленного в материалы дела решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» следует, что из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества используемого на обеспечение уставной деятельности (пункт 17 Решения), при этом получатели указанного вида субсидий не указаны. Названный пункт решения содержит лишь указание на то, что Порядок предоставления субсидий устанавливается Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск.
В то же время, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным пред­принимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, за­регистрированным на территории городского округа Саранск, утвержденный Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.02.2008 №225 списка конкретных получателей субсидий не содержит.
Таким образом, субсидия в сумме 5700000 руб., выделяемая ОЛО «Цен­тральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, в рассматриваемом случае подпадает под по­нятие муниципальной помощи.
По смыслу Федерального закона «О защите конкуренции» предоставление государственной помощи не должно вести к устранению или недопущению кон­куренции на соответствующем товарном рынке (статья 1 названного Закона).
Следовательно, предоставление данных субсидий подлежит контролю в рамках главы 5 Закона.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», государственная или муниципальная помощь предос­тавляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.
Предоставление муниципальной помощи не требует предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа мест­ного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год либо за счет резервного фонда органа местного самоуправления (пункты 3 и 5 части статьи 20 Закона).
Субсидия в размере 5700000 руб., выделенная Администрацией г.о.Саранск ОАО «Центральный рынок» на возмещение затрат на аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности, предоставлена соответствии с разделом 04 «Субсидии юридически лицам» подраздел 08 целевая статья расходов 3170100 (Приложение 3 к решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 №415), что сторонами не оспаривается.
Таким образом, указанная субсидия как муниципальная помощь, конкретный получатель которой не определен ни в решении Совета депутатов городско­го округа Саранск от 07.09.2007 №415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год», ни в Приложении 3 к решению, могла быть предоставлена ОАО «Центральный рынок» только с предварительного согласия Управления Феде­ральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.
Указанного согласия Администрация г.о. Саранск не получала.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ у антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемых решения от 08.12.2008 №244 и предписания от 08.12.2008 №82.
Право направлять в соответствующие правоохранительные органы и ор­ганы прокуратуры Российской Федерации материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с наруше­нием антимонопольного законодательства Российской Федерации, предостав­лено территориальному органу Федеральной антимонопольной службы пунк­том 5.17 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 №324.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявлен­ных требований не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответст­вии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
 
В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитраж­ный апелляционный суд (г. Владимир) и в течение двух месяцев после вступле­ния в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).
 
Судья                                                                                    В.Н. Савочкин
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А39-4854/2008 [format] => [safe_value] => №А39-4854/2008 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-30 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-05 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327995632 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мордовское УФАС России )