Решение Арбитражного суда Республики Мордовия по делу в отношении УФПС "Почта России"

Номер дела: А39-2217/2008-95/18
Дата публикации: 31 января 2012, 01:00

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

Дело А39-2217/2008-95/18

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Никишина Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петропавловской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта Россию) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия, г. Саранск РМ

о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125

при участии:

от заявителя: Юртайкина И.Е., юрисконсульта, доверенность от 27.05.2008;

от ответчика: Демкина А.В., ведущего специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, доверенность от 10.01.2008 N 3.

 

установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия (далее ­заявитель, УФПС РМ, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее ­ответчик, УФАС по РМ, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125.

Представитель УФПС РМ требования поддержал и просил их удовлетворить. Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования не признали, указав, что Управление ФАС по РМ действовало при вынесении решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 в соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 названного Закона.

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании заявления Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 30.05.2008 года N 444 о соответствии действительности сведений, содержащихся в письме за подписью директора Управления федеральной почтовой связи Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России», которое было направлено в адрес государственных заказчиков и юридических лиц, находящихся на территории Республики Мордовия, и содержало информацию о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» без про ведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «С размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, в отношении ФГУГ «Почта России» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело №125.

В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что сведения содержащиеся в письме, являются ложными, неточными, искажёнными; письмо направлено в адрес 68 хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков Комиссия УФАС по РМ по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России: нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

25.06.2008 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приняла решение, которым признала действия ФГУП «Почта России», в лице УФПС РМ - филиала ФГУП «Почта России», выразившееся в распространении сведений о том, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание о направлении органам государственной власти (государственным заказчикам) и юридическим лицам писем с опровержением информации, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, а также, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» либо отзыве направленных писем.

Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление УФПС РМ не подлежит удовлетворению.

В силу статьи 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи федеральные органы исполнительной власти в области связи обеспечивают реализацию единой государственной политики в области почтовой связи и осуществляют обще регулирование деятельности и надзора операторов почтовой связи; федеральным органов исполнительной власти в области связи предоставляются исключительные права на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты присвоение почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, а также на изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи, формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определении порядка их использования.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 320 федеральное агентство связи, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере почтовой связи, организует издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты (пункты 1; 5.3.2).

Приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» Федеральному управлению почтовой связи поручено организовать работы по определению образцов, номиналов и тиражей знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек) и их издание и распространение. Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утвержденным указанным приказом, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.1994, регистрационный номер № 584, определено, что организация издания и распространения знаков почтовой оплаты (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) осуществляется Федеральным управлением почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.2). Планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско­торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.5). Пунктом 1.8 закреплено, что знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра "Марка" (маркированные конверты и карточки). Дата ввода в почтовое обращение почтовых марок и блоков, карточек и конвертов с оригинальными марками определяется Издатцентром "Марка" и доводится до сведения управлений Федеральной почтовой связи. Маркированные конверты и карточки вводятся в почтовое обращение учреждениями Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятий - изготовителей или Издатцентра "Марка".

Федеральное управление почтовой связи упразднено.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р. Из Устава предприятия (утвержден Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003) следует, что ФГУП «Почта России» является коммерческой организацией, осуществляющей услуги почтовой связи, в том числе организацию издания, типографские работы, издание, экспедирование и реализацию государственных знаков почтовой оплаты, ... почтовых марок, ... маркированных и не маркированных конвертов, ... (подпункт 2.2.9 пункта 2.2). Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.

Таким образом, Федеральный закон «О почтовой связи», Положение о Федеральном агентстве связи определяют исключительные права органов исполнительной власти Российской Федерации и возлагают на данные органы полномочия по организации издания и распространения знаков почтовой оплаты; Положение о знаках почтовой оплаты закрепляет за Федеральным управлением почтовой связи осуществление организации распространения знаков почтовой оплаты; одним из предметов деятельности ФГУП «Почта России» является ... и реализация государственных знаков почтовой оплаты. Из сказанного следует, что ФГУП «Почта России» не наделено «исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов».

Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» как содержащие нормы исключительности прав заявителя по продаже, знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов.

Поскольку, несмотря на то, что пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты закрепляет право продажи знаков почтовой оплаты за учреждениями федеральной почтовой связи, возможность участия, других хозяйствующих субъектов на рынке продаж указанного товара и, в частности маркированных конвертов, не исключается.

Кроме того, заявитель «руководствуясь общими принципами, установленными в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не отрицает, что «допускается возможность участия других хозяйствующих субъектов в продаже знаков почтовой оплаты», оговаривая условия.

ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в области почтовой связи (приказ N2394-c от 23.08.2005).

Федеральным законом «О естественных монополиях» к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (часть 1 статьи 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, утвержден Перечень услуг общедоступной, электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом и к услугам общедоступной почтовой связи отнесены: а) пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); б) передача внутренней телеграммы. В указанном перечне отсутствуют услуги по реализации знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов. Сфера действия законодательства Российской Федерации о естественных монополиях не применима.

Также суд считает несостоятельным отождествление заявителем значений «организация распространения» и «реализация, продажа», так как исходя из понятий данных в современном экономическом словаре, словаре русского языка «организация ­действие по значению глагола организовать - внести во что-либо известный порядок, планомерность, упорядочить что-либо» «распространение - действие по значению глагола распространить, распространять - раздать или продать многим» в то время как «реализация - продажа товара, обращение имущества или ценных бумаг в деньги; продажа про изведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки».

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг или выполняемых работ. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие исключительные полномочия органов почтовой связи или подведомственных им государственных унитарных предприятий на реализацию знаков почтовой, оплаты, в том числе, маркированных конвертов отсутствуют.

Вместе с тем вышеуказанная норма подлежит применению при возникновении потребности в работах или услугах, но не при поставке товара.

Однако, в тексте письма, излагая нормы права, заявитель формулирует свои предложения таким образом, что ФГУП «Почта России» воспринимается как единственно реализующий знаки почтовой оплаты хозяйствующий субъект и отвечающий требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственного поставщика. Внимание адресатов особо обращено на исключительность прав ФГУП «Почта России» на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и обязанность заключения государственных 'контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Учитывая вышеизложенные нормы права, ФГУП «Почта России» не обладает исключительными правами на реализацию поименованного товара, не является единственным поставщиком в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и сведения о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика не соответствуют действительности, то есть являются ложными, неточными, искажёнными.

В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно пункту 9 статьи 4 указанного Федерального закона под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Суд соглашается с УФАС по РМ, что распространение сведений ФГУП «Почта России» об обладании исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, и как следствие заключение государственных контрактов без проведения торгов как у единственного поставщика может причинить убытки хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Вход на рынок реализации маркированных конвертов является открытым.

Реализацией знаков почтовой оплаты (в том числе и маркированных конвертов) на территории Республики Мордовия могут заниматься как хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории РМ, так и за её пределами. Причинение убытков может выразится в отказе покупателей (юридических лиц) от приобретения маркированных конвертов иных хозяйствующих субъектов, кроме ФГУП «Почта России». Также причинение убытков может выразиться в качестве неполученных доходов. Размещение заказа у единственного поставщика предусматривает отсутствие конкурсных процедур и как следствие устранение конкуренции. Существует возможность нанесения ущерба деловой репутации хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией маркированных конвертов, в связи с тем, что у покупателей сложится впечатление об и: незаконной деятельности, распространении контрафактной продукции.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защит, конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единств экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий дл эффективного функционирования товарных рынков.

Предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции других нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами отнесены статьей 22 указанного закона к числу функций антимонопольного органа. Антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации свои: функций и целей Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе защита конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательств: (пункт 1); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (пункт 2), в том числе ( прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт "г"); о недопущении действий которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могу привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д"); об устранении последствий нарушении антимонопольного законодательства (подпункт "е"); о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства (подпункт "ж"). Основаниями для выдачи предписания является в силу части 1 статьи 50 названного Закона решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в данном случае, дело рассмотрено, решение принято и предписание выдано уполномоченным на то органом.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действие (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативном) правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

ФГУП «Почта России» в нарушение требований части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела, ни при обращении ни в ходе судебного разбирательства, доказательства, свидетельствующие в совокупности о нарушении прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствия оспариваемых актов антимонопольного органа закону или иным нормативным правовым актам.

Доказательства, указывающие на нарушение антимонопольным органом прав и законных интересов ФГУП «Почта России», на незаконное влияние УФАС по РМ на хозяйственную деятельность заявителя отсутствуют.

Суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, приходит к выводу о том, что действия ФГУП «Почта России» по распространению сведений о заключении государственных контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с заявителем без проведения торгов как у единственного поставщика формируют у адресатов представление о единственном законном продавце на товарном рынке по реализации знаков почтовой оплаты, в том числе маркированных конвертов, что, следовательно, может причинить убытки другому (другим) хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его (их) деловой репутации.

Решение от 25.06.2008 и предписание от 25.06.2008 УФАС по РМ по делу № 125 соответствуют требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «О почтовой связи», направлены на создание равных условий для участников определенного рынка товара, и в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания их незаконными не имеется.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится на заявителя в соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.08.2008 до 26.08.2008.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия в удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу № 125 отказать.

 

Судья                                                                                                   Никишина Т.Л.,

stdClass Object ( [vid] => 10265 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Республики Мордовия по делу в отношении УФПС "Почта России" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10265 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327995327 [changed] => 1370530224 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370530224 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

Дело А39-2217/2008-95/18

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Никишина Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петропавловской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта Россию) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия, г. Саранск РМ

о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125

при участии:

от заявителя: Юртайкина И.Е., юрисконсульта, доверенность от 27.05.2008;

от ответчика: Демкина А.В., ведущего специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, доверенность от 10.01.2008 N 3.

 

установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия (далее ­заявитель, УФПС РМ, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее ­ответчик, УФАС по РМ, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125.

Представитель УФПС РМ требования поддержал и просил их удовлетворить. Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования не признали, указав, что Управление ФАС по РМ действовало при вынесении решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 в соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 названного Закона.

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании заявления Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 30.05.2008 года N 444 о соответствии действительности сведений, содержащихся в письме за подписью директора Управления федеральной почтовой связи Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России», которое было направлено в адрес государственных заказчиков и юридических лиц, находящихся на территории Республики Мордовия, и содержало информацию о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» без про ведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «С размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, в отношении ФГУГ «Почта России» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело №125.

В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что сведения содержащиеся в письме, являются ложными, неточными, искажёнными; письмо направлено в адрес 68 хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков Комиссия УФАС по РМ по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России: нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

25.06.2008 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приняла решение, которым признала действия ФГУП «Почта России», в лице УФПС РМ - филиала ФГУП «Почта России», выразившееся в распространении сведений о том, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание о направлении органам государственной власти (государственным заказчикам) и юридическим лицам писем с опровержением информации, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, а также, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» либо отзыве направленных писем.

Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление УФПС РМ не подлежит удовлетворению.

В силу статьи 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи федеральные органы исполнительной власти в области связи обеспечивают реализацию единой государственной политики в области почтовой связи и осуществляют обще регулирование деятельности и надзора операторов почтовой связи; федеральным органов исполнительной власти в области связи предоставляются исключительные права на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты присвоение почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, а также на изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи, формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определении порядка их использования.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 320 федеральное агентство связи, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере почтовой связи, организует издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты (пункты 1; 5.3.2).

Приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» Федеральному управлению почтовой связи поручено организовать работы по определению образцов, номиналов и тиражей знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек) и их издание и распространение. Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утвержденным указанным приказом, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.1994, регистрационный номер № 584, определено, что организация издания и распространения знаков почтовой оплаты (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) осуществляется Федеральным управлением почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.2). Планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско­торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.5). Пунктом 1.8 закреплено, что знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра "Марка" (маркированные конверты и карточки). Дата ввода в почтовое обращение почтовых марок и блоков, карточек и конвертов с оригинальными марками определяется Издатцентром "Марка" и доводится до сведения управлений Федеральной почтовой связи. Маркированные конверты и карточки вводятся в почтовое обращение учреждениями Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятий - изготовителей или Издатцентра "Марка".

Федеральное управление почтовой связи упразднено.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р. Из Устава предприятия (утвержден Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003) следует, что ФГУП «Почта России» является коммерческой организацией, осуществляющей услуги почтовой связи, в том числе организацию издания, типографские работы, издание, экспедирование и реализацию государственных знаков почтовой оплаты, ... почтовых марок, ... маркированных и не маркированных конвертов, ... (подпункт 2.2.9 пункта 2.2). Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.

Таким образом, Федеральный закон «О почтовой связи», Положение о Федеральном агентстве связи определяют исключительные права органов исполнительной власти Российской Федерации и возлагают на данные органы полномочия по организации издания и распространения знаков почтовой оплаты; Положение о знаках почтовой оплаты закрепляет за Федеральным управлением почтовой связи осуществление организации распространения знаков почтовой оплаты; одним из предметов деятельности ФГУП «Почта России» является ... и реализация государственных знаков почтовой оплаты. Из сказанного следует, что ФГУП «Почта России» не наделено «исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов».

Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» как содержащие нормы исключительности прав заявителя по продаже, знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов.

Поскольку, несмотря на то, что пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты закрепляет право продажи знаков почтовой оплаты за учреждениями федеральной почтовой связи, возможность участия, других хозяйствующих субъектов на рынке продаж указанного товара и, в частности маркированных конвертов, не исключается.

Кроме того, заявитель «руководствуясь общими принципами, установленными в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не отрицает, что «допускается возможность участия других хозяйствующих субъектов в продаже знаков почтовой оплаты», оговаривая условия.

ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в области почтовой связи (приказ N2394-c от 23.08.2005).

Федеральным законом «О естественных монополиях» к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (часть 1 статьи 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, утвержден Перечень услуг общедоступной, электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом и к услугам общедоступной почтовой связи отнесены: а) пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); б) передача внутренней телеграммы. В указанном перечне отсутствуют услуги по реализации знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов. Сфера действия законодательства Российской Федерации о естественных монополиях не применима.

Также суд считает несостоятельным отождествление заявителем значений «организация распространения» и «реализация, продажа», так как исходя из понятий данных в современном экономическом словаре, словаре русского языка «организация ­действие по значению глагола организовать - внести во что-либо известный порядок, планомерность, упорядочить что-либо» «распространение - действие по значению глагола распространить, распространять - раздать или продать многим» в то время как «реализация - продажа товара, обращение имущества или ценных бумаг в деньги; продажа про изведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки».

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг или выполняемых работ. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие исключительные полномочия органов почтовой связи или подведомственных им государственных унитарных предприятий на реализацию знаков почтовой, оплаты, в том числе, маркированных конвертов отсутствуют.

Вместе с тем вышеуказанная норма подлежит применению при возникновении потребности в работах или услугах, но не при поставке товара.

Однако, в тексте письма, излагая нормы права, заявитель формулирует свои предложения таким образом, что ФГУП «Почта России» воспринимается как единственно реализующий знаки почтовой оплаты хозяйствующий субъект и отвечающий требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственного поставщика. Внимание адресатов особо обращено на исключительность прав ФГУП «Почта России» на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и обязанность заключения государственных 'контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Учитывая вышеизложенные нормы права, ФГУП «Почта России» не обладает исключительными правами на реализацию поименованного товара, не является единственным поставщиком в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и сведения о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика не соответствуют действительности, то есть являются ложными, неточными, искажёнными.

В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно пункту 9 статьи 4 указанного Федерального закона под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Суд соглашается с УФАС по РМ, что распространение сведений ФГУП «Почта России» об обладании исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, и как следствие заключение государственных контрактов без проведения торгов как у единственного поставщика может причинить убытки хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Вход на рынок реализации маркированных конвертов является открытым.

Реализацией знаков почтовой оплаты (в том числе и маркированных конвертов) на территории Республики Мордовия могут заниматься как хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории РМ, так и за её пределами. Причинение убытков может выразится в отказе покупателей (юридических лиц) от приобретения маркированных конвертов иных хозяйствующих субъектов, кроме ФГУП «Почта России». Также причинение убытков может выразиться в качестве неполученных доходов. Размещение заказа у единственного поставщика предусматривает отсутствие конкурсных процедур и как следствие устранение конкуренции. Существует возможность нанесения ущерба деловой репутации хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией маркированных конвертов, в связи с тем, что у покупателей сложится впечатление об и: незаконной деятельности, распространении контрафактной продукции.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защит, конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единств экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий дл эффективного функционирования товарных рынков.

Предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции других нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами отнесены статьей 22 указанного закона к числу функций антимонопольного органа. Антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации свои: функций и целей Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе защита конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательств: (пункт 1); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (пункт 2), в том числе ( прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт "г"); о недопущении действий которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могу привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д"); об устранении последствий нарушении антимонопольного законодательства (подпункт "е"); о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства (подпункт "ж"). Основаниями для выдачи предписания является в силу части 1 статьи 50 названного Закона решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в данном случае, дело рассмотрено, решение принято и предписание выдано уполномоченным на то органом.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действие (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативном) правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

ФГУП «Почта России» в нарушение требований части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела, ни при обращении ни в ходе судебного разбирательства, доказательства, свидетельствующие в совокупности о нарушении прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствия оспариваемых актов антимонопольного органа закону или иным нормативным правовым актам.

Доказательства, указывающие на нарушение антимонопольным органом прав и законных интересов ФГУП «Почта России», на незаконное влияние УФАС по РМ на хозяйственную деятельность заявителя отсутствуют.

Суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, приходит к выводу о том, что действия ФГУП «Почта России» по распространению сведений о заключении государственных контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с заявителем без проведения торгов как у единственного поставщика формируют у адресатов представление о единственном законном продавце на товарном рынке по реализации знаков почтовой оплаты, в том числе маркированных конвертов, что, следовательно, может причинить убытки другому (другим) хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его (их) деловой репутации.

Решение от 25.06.2008 и предписание от 25.06.2008 УФАС по РМ по делу № 125 соответствуют требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «О почтовой связи», направлены на создание равных условий для участников определенного рынка товара, и в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания их незаконными не имеется.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится на заявителя в соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.08.2008 до 26.08.2008.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия в удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу № 125 отказать.

 

Судья                                                                                                   Никишина Т.Л.,

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

Дело А39-2217/2008-95/18

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Никишина Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петропавловской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта Россию) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия, г. Саранск РМ

о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125

при участии:

от заявителя: Юртайкина И.Е., юрисконсульта, доверенность от 27.05.2008;

от ответчика: Демкина А.В., ведущего специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, доверенность от 10.01.2008 N 3.

 

установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия (далее ­заявитель, УФПС РМ, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее ­ответчик, УФАС по РМ, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу N 125.

Представитель УФПС РМ требования поддержал и просил их удовлетворить. Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования не признали, указав, что Управление ФАС по РМ действовало при вынесении решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 в соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 названного Закона.

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании заявления Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 30.05.2008 года N 444 о соответствии действительности сведений, содержащихся в письме за подписью директора Управления федеральной почтовой связи Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России», которое было направлено в адрес государственных заказчиков и юридических лиц, находящихся на территории Республики Мордовия, и содержало информацию о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» без про ведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «С размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, в отношении ФГУГ «Почта России» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело №125.

В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что сведения содержащиеся в письме, являются ложными, неточными, искажёнными; письмо направлено в адрес 68 хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков Комиссия УФАС по РМ по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России: нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

25.06.2008 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приняла решение, которым признала действия ФГУП «Почта России», в лице УФПС РМ - филиала ФГУП «Почта России», выразившееся в распространении сведений о том, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание о направлении органам государственной власти (государственным заказчикам) и юридическим лицам писем с опровержением информации, что ФГУП «Почта России» обладает исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, а также, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» либо отзыве направленных писем.

Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление УФПС РМ не подлежит удовлетворению.

В силу статьи 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи федеральные органы исполнительной власти в области связи обеспечивают реализацию единой государственной политики в области почтовой связи и осуществляют обще регулирование деятельности и надзора операторов почтовой связи; федеральным органов исполнительной власти в области связи предоставляются исключительные права на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты присвоение почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, а также на изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи, формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определении порядка их использования.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 320 федеральное агентство связи, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере почтовой связи, организует издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты (пункты 1; 5.3.2).

Приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» Федеральному управлению почтовой связи поручено организовать работы по определению образцов, номиналов и тиражей знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек) и их издание и распространение. Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утвержденным указанным приказом, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.1994, регистрационный номер № 584, определено, что организация издания и распространения знаков почтовой оплаты (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) осуществляется Федеральным управлением почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.2). Планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско­торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (пункт 1.5). Пунктом 1.8 закреплено, что знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра "Марка" (маркированные конверты и карточки). Дата ввода в почтовое обращение почтовых марок и блоков, карточек и конвертов с оригинальными марками определяется Издатцентром "Марка" и доводится до сведения управлений Федеральной почтовой связи. Маркированные конверты и карточки вводятся в почтовое обращение учреждениями Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятий - изготовителей или Издатцентра "Марка".

Федеральное управление почтовой связи упразднено.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р. Из Устава предприятия (утвержден Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003) следует, что ФГУП «Почта России» является коммерческой организацией, осуществляющей услуги почтовой связи, в том числе организацию издания, типографские работы, издание, экспедирование и реализацию государственных знаков почтовой оплаты, ... почтовых марок, ... маркированных и не маркированных конвертов, ... (подпункт 2.2.9 пункта 2.2). Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.

Таким образом, Федеральный закон «О почтовой связи», Положение о Федеральном агентстве связи определяют исключительные права органов исполнительной власти Российской Федерации и возлагают на данные органы полномочия по организации издания и распространения знаков почтовой оплаты; Положение о знаках почтовой оплаты закрепляет за Федеральным управлением почтовой связи осуществление организации распространения знаков почтовой оплаты; одним из предметов деятельности ФГУП «Почта России» является ... и реализация государственных знаков почтовой оплаты. Из сказанного следует, что ФГУП «Почта России» не наделено «исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов».

Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» как содержащие нормы исключительности прав заявителя по продаже, знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов.

Поскольку, несмотря на то, что пункт 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты закрепляет право продажи знаков почтовой оплаты за учреждениями федеральной почтовой связи, возможность участия, других хозяйствующих субъектов на рынке продаж указанного товара и, в частности маркированных конвертов, не исключается.

Кроме того, заявитель «руководствуясь общими принципами, установленными в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не отрицает, что «допускается возможность участия других хозяйствующих субъектов в продаже знаков почтовой оплаты», оговаривая условия.

ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в области почтовой связи (приказ N2394-c от 23.08.2005).

Федеральным законом «О естественных монополиях» к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (часть 1 статьи 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, утвержден Перечень услуг общедоступной, электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом и к услугам общедоступной почтовой связи отнесены: а) пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); б) передача внутренней телеграммы. В указанном перечне отсутствуют услуги по реализации знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов. Сфера действия законодательства Российской Федерации о естественных монополиях не применима.

Также суд считает несостоятельным отождествление заявителем значений «организация распространения» и «реализация, продажа», так как исходя из понятий данных в современном экономическом словаре, словаре русского языка «организация ­действие по значению глагола организовать - внести во что-либо известный порядок, планомерность, упорядочить что-либо» «распространение - действие по значению глагола распространить, распространять - раздать или продать многим» в то время как «реализация - продажа товара, обращение имущества или ценных бумаг в деньги; продажа про изведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки».

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг или выполняемых работ. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие исключительные полномочия органов почтовой связи или подведомственных им государственных унитарных предприятий на реализацию знаков почтовой, оплаты, в том числе, маркированных конвертов отсутствуют.

Вместе с тем вышеуказанная норма подлежит применению при возникновении потребности в работах или услугах, но не при поставке товара.

Однако, в тексте письма, излагая нормы права, заявитель формулирует свои предложения таким образом, что ФГУП «Почта России» воспринимается как единственно реализующий знаки почтовой оплаты хозяйствующий субъект и отвечающий требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственного поставщика. Внимание адресатов особо обращено на исключительность прав ФГУП «Почта России» на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов и обязанность заключения государственных 'контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Учитывая вышеизложенные нормы права, ФГУП «Почта России» не обладает исключительными правами на реализацию поименованного товара, не является единственным поставщиком в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и сведения о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как у единственного поставщика не соответствуют действительности, то есть являются ложными, неточными, искажёнными.

В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно пункту 9 статьи 4 указанного Федерального закона под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Суд соглашается с УФАС по РМ, что распространение сведений ФГУП «Почта России» об обладании исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, и как следствие заключение государственных контрактов без проведения торгов как у единственного поставщика может причинить убытки хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Вход на рынок реализации маркированных конвертов является открытым.

Реализацией знаков почтовой оплаты (в том числе и маркированных конвертов) на территории Республики Мордовия могут заниматься как хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории РМ, так и за её пределами. Причинение убытков может выразится в отказе покупателей (юридических лиц) от приобретения маркированных конвертов иных хозяйствующих субъектов, кроме ФГУП «Почта России». Также причинение убытков может выразиться в качестве неполученных доходов. Размещение заказа у единственного поставщика предусматривает отсутствие конкурсных процедур и как следствие устранение конкуренции. Существует возможность нанесения ущерба деловой репутации хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией маркированных конвертов, в связи с тем, что у покупателей сложится впечатление об и: незаконной деятельности, распространении контрафактной продукции.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защит, конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единств экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий дл эффективного функционирования товарных рынков.

Предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции других нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами отнесены статьей 22 указанного закона к числу функций антимонопольного органа. Антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации свои: функций и целей Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе защита конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательств: (пункт 1); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (пункт 2), в том числе ( прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт "г"); о недопущении действий которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могу привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д"); об устранении последствий нарушении антимонопольного законодательства (подпункт "е"); о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства (подпункт "ж"). Основаниями для выдачи предписания является в силу части 1 статьи 50 названного Закона решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в данном случае, дело рассмотрено, решение принято и предписание выдано уполномоченным на то органом.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действие (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативном) правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

ФГУП «Почта России» в нарушение требований части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела, ни при обращении ни в ходе судебного разбирательства, доказательства, свидетельствующие в совокупности о нарушении прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствия оспариваемых актов антимонопольного органа закону или иным нормативным правовым актам.

Доказательства, указывающие на нарушение антимонопольным органом прав и законных интересов ФГУП «Почта России», на незаконное влияние УФАС по РМ на хозяйственную деятельность заявителя отсутствуют.

Суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, приходит к выводу о том, что действия ФГУП «Почта России» по распространению сведений о заключении государственных контрактов на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов с заявителем без проведения торгов как у единственного поставщика формируют у адресатов представление о единственном законном продавце на товарном рынке по реализации знаков почтовой оплаты, в том числе маркированных конвертов, что, следовательно, может причинить убытки другому (другим) хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его (их) деловой репутации.

Решение от 25.06.2008 и предписание от 25.06.2008 УФАС по РМ по делу № 125 соответствуют требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «О почтовой связи», направлены на создание равных условий для участников определенного рынка товара, и в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания их незаконными не имеется.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, относится на заявителя в соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.08.2008 до 26.08.2008.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия в удовлетворении требований о признании незаконными решения от 25.06.2008 и предписания от 25.06.2008 по делу № 125 отказать.

 

Судья                                                                                                   Никишина Т.Л.,

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А39-2217/2008-95/18 [format] => [safe_value] => А39-2217/2008-95/18 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-30 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-02 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327995327 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мордовское УФАС России )