Арбитражный суд Республики Мордовия
Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
г. Саранск 7 июля 2008 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», г. Саранск
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саранский», г. Саранск Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь информировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саранский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридическими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесенного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распространяемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кроме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осуществить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудиотекстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распространено в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продукции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламноинформационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполнитель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информирования населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распространение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой частью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликероводочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федеральной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» использует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регистрацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему продукции.
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что установил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, сопровождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Оригинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом случае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного органа в указанной части являются обоснованными.
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордовспирт».
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» является самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная продукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, однако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в равном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части заявления заявителю отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Н. Савочкин
stdClass Object
(
[vid] => 10261
[uid] => 5
[title] => Решение Арбитражного суда РМ в отношении ООО "РТКОМ"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10261
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1327994679
[changed] => 1370530224
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370530224
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Арбитражный суд Республики Мордовия
Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
г. Саранск 7 июля 2008 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», г. Саранск
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саранский», г. Саранск Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь информировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саранский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридическими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесенного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распространяемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кроме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осуществить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудиотекстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распространено в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продукции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламноинформационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполнитель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информирования населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распространение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой частью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликероводочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федеральной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» использует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регистрацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему продукции.
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что установил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, сопровождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Оригинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом случае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного органа в указанной части являются обоснованными.
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордовспирт».
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» является самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная продукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, однако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в равном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части заявления заявителю отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Н. Савочкин
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Арбитражный суд Республики Мордовия
Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
г. Саранск 7 июля 2008 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», г. Саранск
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саранский», г. Саранск Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь информировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саранский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридическими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесенного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распространяемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кроме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осуществить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудиотекстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распространено в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продукции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламноинформационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполнитель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информирования населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распространение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой частью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликероводочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федеральной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» использует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регистрацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему продукции.
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что установил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, сопровождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Оригинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом случае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного органа в указанной части являются обоснованными.
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордовспирт».
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» является самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная продукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, однако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в равном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
В остальной части заявления заявителю отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Н. Савочкин
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №А39-1481/2008-69/1
[format] =>
[safe_value] => №А39-1481/2008-69/1
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-30 21:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2008-07-06 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1327994679
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мордовское УФАС России
)