Решение по жалобе ИП в отношении Администрации Торбеевского муниципального района РМ

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

05.10.2016 г.                                                                                            г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» октября 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: ˂…˃ – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: ˂…˃– начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, ˂…˃ – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, ˂…˃ – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, ˂…˃– старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,

в присутствии ˂…˃ – представителя Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности (доверенность от 07.09.2016 б/н), ˂…˃ – представителя Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности (доверенность от 07.09.2016 б/н),

            рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу индивидуального предпринимателя ˂…˃на действия организатора торгов – Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия при проведении открытого аукциона № 150816/0355383/01 на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, площадью 2326 (две тысячи триста двадцать шесть) кв.м, с кадастровым номером 13:21:01010009:155, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Железнодорожная, д. 3г, не имеющий обременения (лот № 1),

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя ˂…˃(далее также – ИП ˂…˃., Заявитель) (вх. № 4560 от 23.09.2016) на действия организатора торгов – Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее также – Администрация, организатор торгов) при проведении открытого аукциона № 150816/0355383/01 на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, площадью 2326 (две тысячи триста двадцать шесть) кв.м, с кадастровым номером 13:21:01010009:155, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Железнодорожная, д. 3г, не имеющий обременения (лот № 1) (далее также – открытый аукцион № 150816/0355383/01).

   В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, статья 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Как следует из жалобы Заявителя, при проведении открытого аукциона
№ 150816/0355383/01 аукционная комиссия и участники аукциона самостоятельно изменяли «шаг аукциона», что не предусмотрено положениями Земельного кодекса Российской Федерации, что, по мнению ИП ˂…˃., привело к нарушению общего для всех аукционов принципа – принципа состязательности между участниками и досрочному закрытию торгов, поскольку именно в процессе состязания между участниками выявляется победитель аукциона. Кроме того, организатором торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru не размещен протокол о результатах аукциона, что также противоречит требованиям действующего законодательства.

Администрация, не согласившись с доводами Заявителя, представила в адрес Мордовского УФАС России возражения от 29.09.2016 № 2058 (вх. № 4673 от 30.09.2016), согласно которым при проведении аукциона № 150816/0355383/01 требования действующего законодательства соблюдены организатором торгов в полном объеме.

Исследовав жалобу ИП˂…˃., приложенные к ней документы и материалы, возражения на жалобу и конкурсную документацию, представленные Администрацией, а также выслушав доводы представителей Организатора торгов, Комиссия установила следующее.

Проведение органом местного самоуправления открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, площадью 2326 (две тысячи триста двадцать шесть) кв.м, с кадастровым номером 13:21:01010009:155, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Железнодорожная, д. 3г, не имеющий обременения осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) и Постановлением Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 15.08.2016 № 655 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м».

Извещение № 150816/0355383/01 о проведении открытого аукциона и аукционная документация размещены Организатором торгов на официальном сайтеwww.torgi.gov.ru, а также на сайте Администрации www.torbeevo.e-mordovia.ru 15.08.2016 года. Согласно данному извещению «шаг аукциона», установленный в размере 3 % начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, составляет 699 руб.

Аукцион состоялся 19.09.2016 в присутствии четырех допущенных участников. В процессе проведения открытого аукциона велась аудиозапись.

Со 2 шага первоначальная цена предмета аукциона повышалась на 698,80 руб., а не на «шаг аукциона», установленный в извещении № 150816/0355383/01. Сведения о том, что ранее в извещении № 150816/0355383/01 была допущена опечатка, либопроизведен неверный расчет «шага аукциона» в материалы рассмотрения жалобы ИП ˂…˃ Администрацией не представлено.

Кроме того, на 12 шаге аукциона аукционистом было предложено пропустить 72 шага и увеличить цену предмета аукциона сразу на 50313,6 рубля, а не на 699 руб., как это установлено в извещении № 150816/0355383/01. Данное предложение было вынесено аукционной комиссией на голосование и поддержано двумя из четырех присутствующих участников аукциона. Дальнейшее повышение начальной цены предмета аукциона производилось на сумму, установленную в извещении № 150816/0355383/01.

На 13 шаге аукциона цена предмета аукциона достигла 81294,01 руб. Данное предложение было принято только участником № 4 и, ввиду отсутствия иных предложений по цене от участников аукциона, он был признан победителем.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении открытого аукциона № 150816/0355383/01 комиссией по проведению аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее также – аукционная комиссия),  нарушен порядок проведения торгов ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральнымзаконом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о «шаге аукциона»;

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Исходя из норм действующего законодательства, шаг аукциона – интервал между двумя соседними объявлениями цены аукционистом, проводящим торги.

В соответствии с извещением № 150816/0355383/01 начальная цена предмета аукциона составляет 23293,61 руб.

В соответствии с пунктом 20 приложения № 1 к постановлению от 15.08.2016
№ 655 «Информационное сообщение об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка» «шаг аукциона» устанавливается в размере 3 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона. Согласно извещению № 150816/0355383/01 «шаг аукциона» составляет 699 руб.

Таким образом, правила проведения аукциона № 150816/0355383/01 предполагают повышение цены предмета аукциона на сумму, равную «шагу аукциона», что в полной мере соответствует требованиям, установленным ЗК РФ.

Однако, в нарушение требований пункта 18 статьи 39.11, а также пункта 20 информационного сообщения об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, площадью 2326 (две тысячи триста двадцать шесть) кв.м, с кадастровым номером 13:21:01010009:155, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Железнодорожная, д. 3г, не имеющий обременения утвержденного постановлением Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 15.08.2016 № 655, аукционная комиссия приняла решение о возможности пропуска 72 шагов и единовременном повышения цены предмета аукциона на 50313,6 рублей.

Принятие аукционной комиссией такого решения привело, по мнению антимонопольного органа, к нарушению принципа состязательности между участниками, досрочному выбытию двух участников аукциона, а также досрочному завершению торгов.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

В соответствии с пунктом 16 статьи 39.12 ЗК РФ протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

Однако, в нарушение данных требований, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости  общей площадью не более 150 м № 150816/0355383/01, протокол № 1 открытого аукциона по извещению
№ 150816/0355383/01 лот № 1 в установленные Земельным кодексом Российской Федерации сроки на официальном сайте www.torgi.gov.ru не размещены.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя ˂…˃обоснованной.

2. Признать действия организатора открытого аукциона № 150816/0355383/01 на право заключения договора аренды земельного участка для размещения магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, находящегося в муниципальной собственности Торбеевского муниципального района Республики Мордовия: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 м, площадью 2326 (две тысячи триста двадцать шесть) кв.м, с кадастровым номером 13:21:01010009:155, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Железнодорожная, д. 3г, не имеющий обременения (лот № 1), выразившиеся в изменении «шага аукциона», установленного в извещении № 150816/0355383/01, пункте 20 информационного сообщения об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, утвержденного постановлением Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 15.08.2016 № 655, а также в неопубликовании на официальном сайте www.torgi.gov.ru протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола о результатах аукциона, нарушением пункта 18 статьи 39.11, пунктов 9, 16 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов путем отмены протокола
№ 1 открытого аукциона по извещению № 150816/0355383/01 лот № 1 и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            ˂…˃

Члены Комиссии:                                                                                                        ˂…˃

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.