Антимонопольный комплаенс: позиция регулятора

С таким докладом 3 июня 2016 года выступил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов на V Ежегодной международной научно-практической конференции «Право и бизнес: инновационные подходы в правовом регулировании предпринимательской деятельности».

«Работа по внедрению комплаенса идет во всем мире. В России история этого вопроса началась примерно с 2011 года, а 2013 году ФАС России включила антимонопольный комплаенс в свою долгосрочную стратегию как самостоятельное направление и четко обозначила его в качестве приоритета для развития антимонопольного законодательства и правоприменения. В настоящее время уже подготовлен официальный проект документа, который включает в себя зарубежный опыт и опыт российских компаний по внедрению комплаенса».

По словам Андрея Цыганова задача органов власти заключается не только в пресечении нарушений, но и в их предупреждении. «Любые меры, направленные на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, не могут не поощряться и не одобряться антимонопольной службой. А комплаенс в первую очередь направлен именно на предупреждение».

Он также отметил, что в отдельных случаях ФАС России может настаивать на обязательном внедрении комплаенса. «Внедрение комплаенс-процедур – это не принуждение, с нашей точки зрения. Безусловно, это «мягкий» инструмент реализации государственной конкурентной политики. Однако исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, поскольку такая мера воздействия как штрафы, означает перекладывание средств из одного бюджетного кармана в другой. Поэтому для избегания этого рода бюджетных потерь для таких компаний комплаенс должен быть обязательным», - подчеркнул Андрей Цыганов.