Решение по делу в отношении ГАУ РМ "СШОР по зимним видам спорта"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                           г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» апреля  2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» апреля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии: 

Члены Комиссии:

в отсутствие представителя заявителя ИП, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

в присутствии представителя ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» – ФЛ (доверенность № 44 от 04.04.2016),

рассмотрев жалобу ФЛ (вх. № 1591 от 30.03.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ИП  (далее – Заявитель) от 30.03.2016 № 1591 на действия  ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональному выполнению комплекса уборочных работ с использованием собственного оборудования и материалов во внутренних помещениях, а также прилегающей территории (извещение №31603451749) (далее – запрос предложений).

Как следует из жалобы, Заявитель принимал участие в запросе предложений и подал заявку, однако, согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на право заключения договора на оказание услуг по профессиональному выполнению комплекса уборочный работ для нужд ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» от 28.03.2016 года (далее – Протокол оценки), его заявка была отклонена. По мнению Заявителя,  основания отклонения его заявки являются незаконными и влекущими ограничение конкуренции, а именно: в Документации запроса предложений в электронной форме (далее – Документация), согласно разделу 9, Заказчик  просит предоставить «копии документов, подтверждающих наличие у сотрудников заявителя, непосредственно оказывающих клининговые услуги, наличие медицинских книжек, заключений предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования)» и «копии документов, подтверждающих отсутствии судимости у сотрудников заявителя, непосредственно оказывающих клининговые услуги». Кроме того, по–мнению Заявителя,  запрос предложений, выбранный заказчиком в качестве способа закупки, противоречит Положению Заказчика, и выбран Заказчиком потому, что сроки подачи заявки по запросу предложений занимают меньше месяца и исполнители технически не могут успеть подготовить справку МВД. Также Заявитель усматривает нарушение законодательства в части 6 Документации, а именно: указание в качестве сроков оплаты момент поступления бюджетных средств Республики Мордовия на счет Заказчика. Также, по–мнению Заявителя, данная закупка неправомерно проводилась в рамках Федерального закона от 18.06.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон О закуакх) и проведении закупки должно быть согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон О контрактной системе).

Представитель Организатора торгов представил возражение на жалобу (вх. № 1694 от 05.04.2016), которым не согласился с доводами Заявителя. Заявка №2 - ИП Заиченко Е.Г. была отклонена по следующим основаниям: в составе заявки нет необходимых документов, подтверждающих отсутствие судимости у сотрудников заявителя, а именно: справок МВД об отсутствии судимости работников; отсутствуют необходимые документы, подтверждающие наличие заключений предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) сотрудников заявителя.

Заказчик считает, что требование  о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих наличие у сотрудников, непосредственно оказывающих клининговые услуги, медицинских книжек, заключений предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) обусловлено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ Минздрава №302н), а именно: пунктом 18 и 23. В составе заявки ИП Заиченко Е.Г. были представлены копии первых и вторых страниц личных медицинских книжек; копии страниц медицинских книжек с отметками о прохождении медосмотра в составе заявки отсутствовали, что, по-мнению Организатора торгов,  ставит под сомнение тот факт, что представленные медицинские книжки действующие.

Требование Организатора торгов о предоставлении копии документов, подтверждающих отсутствие судимости у сотрудников заявителя, основано, по-мнению Организатора торгов, на статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – Трудовой кодекс). Представленная декларация  об отсутствии судимости работников ИП Заиченко Е.Г. не может служить, по–мнению Организатора торгов, доказательством  отсутствия судимостей у работников Заявителя.

Способ закупки – «Запрос предложений в электронной форме» выбран в соответствии с Положением о закупке товаров работ, услуг  для нужд ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» (далее – Положение), а именно: согласно пункту 1.11. данного Положения.

Организатор торгов пояснил, что являясь автономным учреждением, проводит процедуры закупки в рамках Закона О закупках.

 Согласно пункту 6 Документации оплата производится ежемесячно до 10-го числа следующего месяца при наличии поступления бюджетных средств Республики Мордовия на счет Организатора торгов на  основании Акта сдачи-приемки услуг, подписанного сторонами, и выставленного Исполнителем счета, что обусловлено спецификой финансирования Заказчика.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10.1 Положения под запросом предложений понимается способ закупки, при котором закупочная комиссия по размещению заказа на основании критериев и порядка оценки, установленных в извещении и в документации запроса предложений, определяет участника процедуры закупки, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции (выполнении работ, оказания услуг).

Как видно из представленных документов, 22 марта 2016 года Организатором торгов – ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №31603451749 на право заключения договора на оказание услуг по профессиональному выполнению комплекса уборочных работ с использованием собственного оборудования и материалов во внутренних помещениях, а также прилегающей территории.

В соответствии с пунктом 9 Документации для подтверждения  соответствия участников установленным требованиям, предъявляются копии документов, подтверждающих у сотрудников заявителя, непосредственно оказывающих клининговые услуги, наличие медицинских книжек с заключениями предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования).

В соответствии с Приложением № 1 к Документации «Техническая часть (техническое задание). Перечень, периодичность оказания услуг/проведения работ» услуги оказываются лицами, имеющими личные медицинские книжки.

Согласно материалам жалобы, Заявителем были представлены копии личных медицинских книжек, выданных на имя ФЛ и ФЛ

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовымзаконодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры .

В соответствии с частью 3 статьи 34 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

В соответствии с частью 5 статьи 34 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Приложением №1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личная медицинская книжка подлежит голографированию в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором.

Всесторонний анализ документов показал, что в составе заявки Заявителем представлены копии первых двух страниц личных медицинских книжек. Представленные к заявке для участия в запросе предложений копии личных медицинских книжек не содержат информации о заключении врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования, результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.  На основе данных личных медицинских книжек невозможно установить факт   того, что представленные личные медицинские книжки являются действующими.                 

Таким образом, довод Заявителя о том, что представленные копии личных медицинских книжек соответствуют предъявляемым критериям и незаконное отклонение заявки  по основанию непредставления копий документов, подтверждающих наличие у сотрудников заявителя, непосредственно оказывающих клининговые услуги, медицинских книжек и заключений предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования), является необоснованным.

В  соответствии с пунктом 5.7 Положения запрос предложений – это способ закупки, который может применятся для закупок, когда ввиду сложности и специфичности закупаемой продукции необходимо провести переговоры с участниками в отношении характеристик закупаемой продукции, а использование процедуры конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно.

Вместе с тем Организатором торгов не были представлены документы и сведения, подтверждающие сложность и специфичность предмета закупки рассматриваемого запроса предложений. Более того, учитывая затраты времени для получения потенциальными участниками запроса предложения справки из МВД об отсутствии судимости, выбор данного способа закупки противоречит смыслу пункта 5.7 Положения.

Таким образом, довод Заявителя о неправильном выборе запроса предложения в качестве способа закупки, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 4.10 Устава ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» (далее – Устав) финансовое обеспечение деятельности Автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 4.13 источниками финансирования автономного учреждения могут быть также:

- средства, получаемые от осуществления разрешенной настоящим уставом предпринимательской деятельности. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение Автономного учреждения и учитывается на отдельном балансе;

- добровольные и имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим специальным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от использования имущества Автономного учреждения, сдачи имущества в аренду;

- другие, не запрещенные действующим законодательством поступления.

Согласно пункту 6 «Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги» Документации оплата производится ежемесячно до 10-го числа следующего месяца при наличии поступления бюджетных средств Республики Мордовия на счет Заказчика на основании Акта сдачи-приемки услуг, подписанного сторонами, и выставленного Исполнителем счета.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что порядок оплаты работ нельзя считать определенным, что нарушает положения пункта 6 части 10 статьи 4 Закона О закупках.

Таким образом, довод заявителя о нарушении законодательства путем указания в качестве сроков оплаты момент поступления бюджетных средств Республики Мордовия на счет Заказчика, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона О закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственнымикорпорациями, государственными компаниямисубъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно пункту 1 Устава Организатор торгов – ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» является автономным учреждением, поэтому на него распространяются положения Закона О закупках.

Кроме того, в  рассматриваемом случае предмет закупки, а также источник финансирования не подпадают под исключение, при которых  закупку необходимо проводить в порядке, предусмотренной Законом О контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя о неправомерном проведении закупки в рамках Закона О закупках и необходимости проведении закупки согласно Закону О контрактной системе, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 9 Документации для подтверждения  участниками закупки их соответствия установленным требованиям предъявляются  копии документов, подтверждающие отсутствие судимости у сотрудников заявителя, непосредственно оказывающих клининговые услуги.

В соответствии с Приложением № 1 к Документации «Техническая часть (техническое задание). Перечень, периодичность оказания услуг/проведения работ»  услуги оказываются лицами,  имеющими справки МВД об отсутствии судимости работников. 

Согласно материалам жалобы, Заявителем была представлена Декларация об отсутствии судимости сотрудников от 25.03.2016 года.

Согласно абзацу 1 статьи 351.1 Трудового кодекса к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Анализ извещения №31603451749, размещенного на официальном сайте, показал:

- дата размещения извещения: 22.03.2016 (МСК);

- дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) : 27.03.2016 в 18.00 (МСК).

 Вместе с тем, согласно пункту 18 Приказа МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

Таким образом, максимальный срок выполнения государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования превышает установленный Организатором торгов 5-дневный срок для подачи заявок. Однако, Комиссия приходит к выводу, что представленная Заявителем Декларация об отсутствии судимости сотрудников от 25.03.2016 года не отвечает требованиям  Технической части Документации.

Таким образом, довод Заявителя о незаконном отклонении заявки  по основанию непредставления копии справок из МВД об отсутствии судимости работников, является необоснованным.

Вместе с тем в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Соответственно, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.

Комплексный анализ документов показал, что срок подачи заявок для участие в запросе предложений составляет 5 дней,  срок предоставления услуги по выдаче справки из МВД об отсутствии судимости может достигать  30 дней.

Таким образам, одновременное установление Организатором торгов требования предоставления справки из МВД об отсутствии судимости и  установление 5-дневного срока подачи заявок может привести к невозможности формирования участниками (потенциальными участниками) заявки на участие в запросе предложений,  в том числе в части формирования полного комплекта документов, предусмотренного Документацией, что в целом приводит (может привести) к ограничению к участию в запросе предложений.

Комиссия считает, что Организатор торгов указав в конкурсной документации требование по предоставлению справки из МВД об отсутствии судимости и 5-дневный срок подачи заявок для участие в запросе предложений, нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия приходит  к выводу о необходимости выдачи предписания.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России,  руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Заиченко Е.Г. на действия Организатора торгов - ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональному выполнению комплекса уборочных работ с использованием собственного оборудования и материалов во внутренних помещениях, а также прилегающей территории (извещение №31603451749)  (вх. № 1591 от 30.03.2016) обоснованной.

2. Признать действия Организатора торгов -  ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта», выразившееся в  неопределенном  указании сроков и порядка оплаты услуг в Документации запроса предложений в электронной форме, нарушением пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,.

3. Признать  действия Организатора торгов -  ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта», выразившееся в неправильном выборе запроса предложения в качестве способа закупки, нарушением пункта 5.7 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта»,  части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Признать в действиях Организатора торгов – ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном установлении в Документации запроса предложений в электронной форме требования о предоставлении справки из МВД об отсутствии судимости с учетом ограниченного срока подачи заявок.

5. Выдать ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта»  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем  аннулирования торгов.