Решение по делу в отношении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

 

Организатор продажи (организатор торгов):

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования  Республики Мордовия

430005, РМ, г.о. Саранск, ул. Коммунистическая, 50

mpriroda@moris.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                       г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» февраля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «20» февраля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 в составе:

 председатель Комиссии;

члены Комиссии:

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

в присутствии представителя Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования  Республики Мордовия  ,

рассмотрев жалобу ИП (…) (вх.№414 от 08.02.2016г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ИП (…) на действия организатора торгов Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении открытого аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении общедоступных охотничьих угодий, расположенных в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия, площадью 7000 га, сроком на 49 лет.

Как следует из жалобы, организатор аукциона №311215/0503949/01 на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении общедоступных охотничьих угодий, расположенных в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия, установил необоснованный размер обеспечения заявки на участие в аукционе равный 1000000 (один миллион) рублей, что создает препятствие для участия заявителя в вышеуказанном аукционе.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.

Кроме того, представитель Организатора торгов указал, что при установлении размера обеспечения заявки на участие в аукционе 1000000 рублей организатор аукциона руководствовался следующим.

 В случае признания одного из участников аукциона победителем,
необходимо будет заключить охотхозяйственное соглашение, которое
содержит перечень обязательств, выполнение которых требует значительных
денежных средств, а именно: осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания; проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство
охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой
исчезновения объектов животного мира; осуществлять производственный охотничий контроль; создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания; проводить внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему
использования и охраны охотничьего угодья в течение 1 года с момента
подписания данного охотхозяйственного соглашения; до утверждения схемы использования и охраны охотничьего угодья
обеспечить выполнение необходимого количества биотехнических и
охотхозяйственных мероприятий согласно охотхозяйственного соглашению; провести обозначение (остолбление) границ охотничьего хозяйства
на местности аншлагами и картосхемами с указанием названия охотничьего
хозяйства и адреса его администрации, контактных телефонов в количестве,
указывающем чёткое обозначение границ, проводить их обновление; заключить договор аренды лесных участков с последующим
изготовлением проекта освоения лесов в установленные договором сроки; ежегодно вносить арендную плату за предоставляемые в аренду
лесные участки;  ежегодно уплачивать сбор за пользование объектами животного мира.

В связи с этим деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в
состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их
численность в пределах, необходимых для их расширенного
воспроизводства, сохранение охотничьих ресурсов, которое возлагается
на победителя аукциона, требует значительных финансовых затрат.

  Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона об охоте не менее чем за двадцать пять рабочих дней до дня проведения аукциона его организатор должен разместить извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения указанного сайта извещение о проведении аукциона опубликовывается в периодическом печатном издании, определенном высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено охотничье угодье (далее - периодическое печатное издание), и размещается на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» (далее - официальный сайт). Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об охоте извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты;

3) о месте, датах и времени начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе должен составлять не менее чем четырнадцать рабочих дней;

4) о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанном исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовом размере сборов за пользование объектами животного мира;

5) об официальном сайте, на котором размещена документация об аукционе;

6) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), которая определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и годового размера сборов за пользование объектами животного мира;

7) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должно быть заключено охотхозяйственное соглашение.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об охоте организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

1) требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе;

2) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в такие заявки;

3) "шаг аукциона";

4) размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения соответствующих средств, реквизиты счета для перечисления денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее - требование обеспечения заявки на участие в аукционе);

5) реквизиты счета, на который заявитель должен внести в случае признания его победителем аукциона плату за право заключить охотхозяйственное соглашение, срок и порядок внесения указанной платы;

6) проект охотхозяйственного соглашения;

7) сведения о сроке, в течение которого по результатам аукциона должны быть заключены договоры аренды земельных участков и лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья и находящихся в государственной собственности (если распоряжение такими земельными участками и лесными участками осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

31 декабря 2015 года Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на сайте www.torgi.gov.ru разместило извещение о проведении торгов №311215/0503949/01 (далее - извещение).

В соответствии с извещением:

тип торгов: заключение соглашения;

дата и время начала приема заявок: 18.01.2016 09:00;

дата и время окончания приема заявок: 09.02.2016 18:00;

дата и время проведения аукциона: 25.02.2016 10:00;

место проведения аукциона: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 50, каб. 509;

срок действия соглашения: 49 лет;

годовой размер арендной платы в валюте лота: 117,31 рублей;

годовой размер сборов за пользование объектами животного мира в валюте лота: 1520 рублей;

начальная цена права на заключение соглашения в валюте лота: 1637,31 рублей;

шаг аукциона: 80 рублей;

размер обеспечения: 1000000.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона об охоте орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона (начальную цену права на заключение охотхозяйственного соглашения), а также размер денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее также - обеспечение заявки на участие в аукционе), и существенные условия охотхозяйственного соглашения.

При этом императивного критерия по установлению предельного размера обеспечения заявки Законом об охоте не определено.

Таким образом, законодатель дал право установления определенного размера обеспечения заявки самому организатору торгов.

Статья 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

В соответствии с разъяснениями ФАС России (№ИА/47880 от 22.12.2011) рассмотрение жалобы по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 «О защите конкуренции», не является рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 «О защите конкуренции».

При рассмотрении такой жалобы для квалификации нарушения порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров не требуется оценка влияния действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.

Таким образом, Комиссия, рассматривая жалобу (…) на соответствие порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров  и учитывая тот факт, что в Законе об охоте не содержится критерия  расчета и установления размера денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, приходит к выводу о  необоснованности довода.

 

Вместе с тем, соответствии с частью  2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) расположенные в границах охотничьих угодий не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии со статьей 27 Закона об охоте предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона. По охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Проведение аукционов в свою очередь  имеет целью обеспечение конкуренции в сфере пользования охотничьими ресурсами, что соответствует статье 25 Закона об охоте, определяющей запрет на действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленных на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона об охоте не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона об охоте федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений ФЗ «О защите конкуренции» с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Установлено, что годовой размер арендной платы в валюте лота: 117,31 рублей;

годовой размер сборов за пользование объектами животного мира в валюте лота: 1520 рублей;

начальная цена права на заключение соглашения в валюте лота: 1637,31 рублей;

шаг аукциона: 80 рублей;

размер обеспечения: 1000000.

Таким образом, размер обеспечения заявки превышает начальную цену права на заключение соглашения более чем в 600 раз.

Комиссия считает, что установление суммы, вносимой в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в размере 1000000 рублей, могло повлечь  ограничение конкуренции при проведении аукциона в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов, имеющих реальную финансовую возможность принять участие в торгах на таких условиях.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, выразившихся в установлении размера обеспечения заявки на участие в аукционе в сумме 1000000 рублей, признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1)                Признать жалобу (…) (вх. №414 от 08.02.2016 года) необоснованной.

2)                Передать материалы в отдел контроля товарных рынков и органов власти для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».