Экспертное мнение

Вчера, 08 октября, в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия состоялось очередное заседание Экспертного совета по рекламе.

Заседание открыл Заместитель председателя Экспертного совета по рекламе - исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России Сергей Видякин, обратившийся к экспертам с приветственным словом.

На повестке дня стояло два вопроса: эффективность государственного надзора за рекламой, распространяемой путем СМС-рассылок, а также проблематика квалификации конструкций в качестве рекламных и информационных (вывеска, указатель).

Для обсуждения актуальной темы о несанкционированной СМС-рассылке на заседание в качестве гостя был приглашен представитель регионального сотового оператора МегаФон.

В рамках обсуждения первого вопроса была заслушана информация Мордовского УФАС России по итогам работы рассмотрения заявлений с претензиями к несанкционированной СМС-рекламе и возбужденных по ним дел за 1 полугодие 2015 года в сравнении с 1 полугодием 2014 года.

Исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России Сергей Видякин отметил, что подведенные итоги СМС-контроля свидетельствуют о тенденции снижения правонарушений при распространении рекламы по сетям электросвязи.

В продолжение обсуждения вопроса о борьбе со СПАМом руководитель развития бизнеса на массовом рынке отделения по РМ Поволжского филиала ПАО «МегаФон» Сергей Палкин отметил, что операторы сотовой связи занимаются профилактикой таких правонарушений, проводя активные мероприятий по предупреждению СПАМ-рассылок, и привел показательную статистику. Так, оператором МегаФон с апреля по сентябрь текущего года  по Поволжью остановлено (отфильтровано) 104 млн. 873 тыс. 386 несанкционированных СМС-сообщений, 3,5 млн. из которых приходится на Республику Мордовия, то есть региональным оператором блокируется порядка 600 тыс. незаконных СМС в месяц. В рамках проведенных мероприятий также заблокировано 36413 абонентских номеров, с которых осуществлялась незаконная СМС-рассылка. Сергей Палкин отметил и то, что на фоне проводимых профилактических мероприятий стала повышаться культура потребления услугами самими абонентами, которые в последнее время активно используют бесплатный сервис *505#, позволяющий клиентам компании проверить наличие подключенных подписок на абонентском номере.

Оживленный интерес экспертов прослеживался в обсуждении второй тематики, в которой рассматривались критерии правовой оценки понятий «реклама», «вывеска» и «указатель». На «суд» экспертов специалистами Мордовского УФАС России была предложена подборка наглядных практических примеров размещения информационных носителей с использованием световых опор на территории городского округа Саранск.

В ходе обсуждения эксперты пришли к единогласному мнению, что в ряде случаев  распространяемые информационные сообщения носят рекламный характер, однако их размещение на световых опорах (на столбах с уличным освещением) не может приравниваться к размещению на опоре знака дорожного движения, соответственно не носит квалифицирующих признаков запрета, установленного частью 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в процессе такого обсуждения эксперты приняли решение о необходимости направить в ГИБДД РМ и в Администрацию городского округа Саранск рекомендации о рассмотрении вопроса по допустимости размещения рекламных конструкций на таких световых опорах с учетом существующих ГОСТов.

Подводя итоги такого обсуждения, Сергей Видякин отметил необходимость организации встречи на площадке Экспертного совета по рекламе при Мордовском УФАС России представителей ГИБДД РМ и Администрации городского округа Саранск для выработки единых подходов в допустимости использования городского пространства Саранска к размещению (распространению) наружной рекламы в зонах дорожного движения. Предложенная инициатива была поддержана экспертами, которые единодушно выразили удовлетворение рассмотренной тематикой.