ФАС намерена не допустить роста цен на авиабилеты

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) исследует порядка 800 авиамаршрутов "Аэрофлота" и "Трансаэро", готовящихся к слиянию. По предварительным данным, подозрения с точки зрения ограничения конкуренции вызывают лишь 6% маршрутов, но на них приходится 25% пассажиров двух компаний, сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. "Это несколько десятков маршрутов. И вот на них возможно возникновение или усиление доминирующего положения "Аэрофлота", — сказал  он, добавив, что доминирующее положение у объединенной компании может возникнуть не только в небе, но и на земле. "У нас сейчас многие авиамаршруты конкурентны с железнодорожными, например, Москва — Санкт-Петербург, Казань и ряд других маршрутов", — уточнил Голомолзин.

 

Сроки поглощения "Трансаэро" "Аэрофлотом" расширены до трех месяцев — столько времени ФАС может анализировать сделку, прежде чем дать разрешение.  "В соответствии с законом нам дается три месяца на рассмотрение этой сделки с момента поступления документов в нашу канцелярию. Так что не ждите, что это будет на следующей неделе", — сказал журналистам глава ФАС Игорь Артемьев. Накануне он говорил, что на анализ ситуации в "Аэрофлоте" и "Трансаэро" ведомству понадобится "пара недель, если не больше".

 

Одна из приоритетных задач регулятора при консолидации двух крупнейших игроков на рынке – не допустить роста цен, считает Артемьев. "Поскольку "Аэрофлот" занимает доминирующее положение на рынках авиационных перевозок, мы в любом случае будем смотреть за ценами. Мы будем использовать весь арсенал антимонопольных возможностей для того, чтобы цены не взлетали вверх, несмотря на повышение концентрации в этой сфере", — пообещал на встрече с журналистами глава ФАС.

 

Однако авиаперевозчики считают возможность поднять свои тарифы жизненно необходимой. Из-за высокой конкуренции на авиарынке, компании снижали тарифы в борьбе за пассажира. А главным драйвером этой тенденции стали летние распродажи билетов уходящей с рынка "Трансаэро". Как уже писал Gudok.ru, по данным российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за первое полугодие 2015 года перевозчики получили примерно 30 млрд руб. убытков.

 

Учитывая это обстоятельство, аналитики авиарынка надеются, что слияние "Трансаэро" и «Аэрофлота» положит конец "ценовым войнам". "Конкуренция сократится и "Аэрофлот" поднимет цены на билеты. Другие компании смогут, не затрачивая в отличие от "Аэрофлота" собственных средств на санацию "Трансаэро", больше зарабатывать на этих ценах",  —  говорит аналитик Deutsche Bank Георгий Иванин. "Если "Аэрофлот" существенно порежет бизнес "Трансаэро" и даже если до 70% ее флота будет остановлено, то другие компании, смогут почувствовать облегчение и временно поправить финансовое положение. Ну или, по крайней мере, перестанут значительно его ухудшать", — соглашается глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.

 

Основные риски этой сделки связаны не с повышением цен, а с возможным демпингом "Аэрофлота", отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он не исключает, что "Аэрофлот" теоретически сможет точечно использовать заниженные тарифы в качестве инструмента конкурентной борьбы, но системно делать этого не будет. "Мы ведь понимаем, что, например, иностранные компании, как более состоятельные, имеющие доступ к дешевым кредитным ресурсам и к сравнительно дешевой авиатехнике, могут демпингом задушить наши компании и остаться на международных маршрутах одни. Поэтому в этой сфере заключены межправительственные соглашения, которые четко регламентируют полеты на международных линиях на паритетных началах", — поясняет эксперт. Впрочем, он уверен, что целенаправленной политики демпинга "Аэрофлот" вести не станет, поскольку его главный акционер — государство — вряд ли будет долго мириться с убытками перевозчика.

 

Как уже писал Gudok.ru, глава ФАС Игорь Артемьев заранее пообещал согласовать сделку, при этом жестких требований к "Аэрофлоту" по ограничению его доминирующего положения, предъявлять сразу не станет. "Это финансовое оздоровление компании "Трансаэро", которая практически уходит с рынка и здесь "Аэрофлоту" можно только посочувствовать. Поэтому ожидать, что мы будем требовать структурных мер непосредственно сейчас, в период кризиса, не представляется возможным", — сказал Артемьев.

 

Замдиректора института анализа предприятий и рынков "Высшей школы экономики" Светлана Авдашева считает, что решение ФАС разрешить "Аэрофлоту" купить "Трансаэро" соответствует международному опыту. "Решение ФАС соответствует практике разрешать даже угрожающие состоянию конкуренции сделки, если один из участников этой сделки находится в состоянии банкротства", — рассказывает она, добавляя, что этот принцип так и называется: "исключение для исчезающей фирмы". Эксперт указывает, что антимонопольные органы традиционно благосклонны к сделкам, в которых одна компания в любом случае уходит с рынка — неважно, в результате слияния с другой или в результате банкротства. "Число продавцов на рынке при запрещении сделки изменилось бы в точности так же, как и при ее разрешении", — говорит Авдашева.