Четвертый, на выход!

До конца октября депутаты Госдумы в первом чтении рассмотрят четвертый антимонопольный пакет, направленный на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики. В частности, расширяется институт предупреждения в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, который позволит практически все договорные споры со своими контрагентами вывести из-под антимонопольных санкций, если монополист в срок, установленный антимонопольными органами, сможет исправиться.

 

 

Например, заключить договор, снять невыгодные условия договора, исключить недискриминационные условия и т.д. Правительство будет утверждать правила недискриминационного доступа для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю на товарном рынке.

 

Создан механизм предварительного согласования создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. Суть его в том, что ГУПы и МУПы не должны работать на конкурентных рынках, их должны обслуживать предприниматели, которые не являются госкомпаниями. ФАС наделяется полномочиями по согласованию при создании ГУПов и МУПов. Если ГУП или МУП создается на конкурентном рынке, то такое согласие будет невозможно. ГУПы и МУПы возможны только там, где отсутствует конкуренция или конкуренция существенно ограничена, то есть иными способами удовлетворить потребности населения невозможно. Речь идет о социально значимых рынках.

 

Законопроект исключает из сферы действия антимонопольного законодательства отношения на трансграничных рынках, контроль на которых теперь относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Также из сферы компетенции ФАС исключаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанные с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Проект закона уточняет понятие "картель" и устанавливает запрет на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласия ФАС. Картелем могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и хозяйствующих субъектов, их приобретающих, то есть являющихся конкурентами в сфере потребления таких товаров.

 

"Мы поддерживаем практически все новации пакета, - заявил "РГБ" вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин. - Более того, в ситуации непрерывного увеличения уровня концентрации самых различных отраслей экономики, совершенно немыслимого уровня административной монополизации местных и региональных рынков ресурсов ФАС явно недостаточно для сдерживания стремительного потока, поглощающего различными способами малые и средние предприятия и не позволяющего появляться новым. Поэтому нам хотелось бы, чтобы служба была не органом, регулирующим работу самых крупных хозяйственных субъектов, но органом, регулирующим уровень развития конкуренции на всех уровнях".

 

Правительство РФ поручило ФАС при подготовке законопроекта к рассмотрению Госдумой дополнительно проработать ряд вопросов. В частности, вопросы, связанные с недискриминационным доступом к товарам, производимым и реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, со спецификой финансовых рынков, с использованием рейтингов российских или международных рейтинговых агентств, отменой решений и предписаний территориальных антимонопольных органов, принятых с участием территориальных органов Банка России.

 

Вице-президент "Деловой России" Николай Остарков признался "РГБ", что четвертый антимонопольный пакет в том виде, в каком он внесен в Госдуму, стал значительно лучше, чем был в изначальной редакции полтора года назад.

 

Тем не менее к нему остается много замечаний. "Нам удалось, - подчеркнул Остарков, - добиться удаления из текста законопроекта многих негативных моментов: возможности антимонопольного преследования обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, введения нового вида регулирования - выдачи предписаний компаниям на утверждение и опубликование т.н. "правил торговой практики", введения запрета на соглашения между компаниями, входящими в одну группу лиц, запрета на субсидирование мультипродуктовых компаний, введения согласования с ФАС при регистрации юрлиц, дублирования ФАС полномочий ФСТ по контролю за нарушением порядка установления тарифов и других. Однако ряд замечаний к проекту сохраняется. В частности, он вводит новый вид государственного регулирования - правила недискриминационного доступа (ПНД) для хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам естественных монополий в случае выявления факта злоупотребления ими доминирующим положением".

 

На это замечание ответил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Он сообщил "РГБ", что применение аналогичной нормы на естественно-монопольных рынках свидетельствует о том, что утверждение правил недискриминационного доступа приводит к значительному сокращению правонарушений доминирующих субъектов. Глава ФАС Игорь Артемьев ранее предполагал, что в первом чтении законопроект может быть принят в осеннюю сессию 2014 года, а во втором и третьем - в весеннюю сессию 2015 года. "Я не думаю, что мы успеем до конца года добиться того, чтобы был принят законопроект. Скорее, он будет принят весной, что нас вполне устраивает", - заметил Артемьев. Он рассчитывает на принятие проекта закона в первом чтении в ближайшее время. "Думаю, что ко второму чтению многие поправки должны пройти обсуждение с предпринимательскими союзами. Их в правительстве ждет не очень легкая судьба, потому что они носят качественный характер.

 

Поэтому второе чтение будет сложным", - предупредил Игорь Артемьев.