Конкуренция хромает

Федеральная антимонопольная служба представила правительству Доклад о состоянии конкуренции в стране. Документ является основой для определения органами государственной власти приоритетов в своей деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

 

 

Среди ближайших задач ФАС - принятие четвертого антимонопольного пакета и поправок в статью 178 УК РФ. Должно сократиться количество мелких расследований и дел. Кроме того, необходимо принять Правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, реформировать систему госзаказа для нужного малого и среднего бизнеса. Особое внимание антимонопольная служба уделит ужесточению норм федерального закона N 223 и формированию лучших и худших практик по нему.

 

ФАС отмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок:

 

Заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы.

 

Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.

 

Бизнес тоже внимательно изучил доклад ФАС. Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин сообщил "РГБ", что, действительно, выделяемые ГУПам и МУПам субсидии позволяют в соответствии с Бюджетным кодексом вывести закупки из-под конкурсных процедур. "Если нет аукциона - можно обосновать любую цену", - подчеркнул Корочкин и поддержал вывод антимонопольной службы о том, что резко увеличивается значимость субъективных критериев оценки заявок на конкурсах: "Фактор цены заказчик может вообще не учитывать, например, предметы искусства. Или они могут составлять значительный вес. Например, в строительстве - до 40%. Хотя даже 20% субъективных факторов при принятии решения достаточно, чтобы выиграл "тот, кто надо". Обо всем этом говорилось на всех этапах обсуждения замены 94-ФЗ на ФКС".

 

На вопрос "РБГ", действительно ли, как написано в докладе ФАС, поддержка субъектов МСП за счет госзаказа резко уменьшилась, Владислав Корочкин ответил, что статистически количество аукционов для малого бизнеса увеличилось. Но средняя стоимость лота резко упала, и общий объем средств, достающихся малому бизнесу, тоже. На то есть несколько причин. Теперь в спецторги включаются, кроме малых предприятий, так называемые "социально ориентированные организации". Кроме того, разрешено использовать "соисполнителей". То есть лот выигрывает кто-то очень большой, заявляя, что 10% отдаст малому бизнесу. "На практике, естественно, заказ чаще всего отдается аффилированным или специально созданным организациям", - утверждает он.

 

"В существующем виде ФКС представляет собой половинчатое решение.

 

Отсутствие конкуренции, о котором говорит ФАС, возникает из-за возможности использования непрозрачных "бумажных" процедур при осуществлении закупок, например, в форме конкурсов", - считает генеральный директор ЭТП Газпромбанка Андрей Черногоров. Он надеется, что окончательный переход к электронному виду размещения заказа устранит эту лазейку, что приведет к сокращению издержек государства и снижению коррупционных рисков".

 

Отдельно в Докладе ФАС было уделено внимание проблеме аукционов в строительстве. Учредитель НП "Содействие развитию конкуренции" Евгений Воеводин считает важным, что ФАС обращает внимание на то, как влияют на конкуренцию административные барьеры в этой и других отраслях. "В целом ФАС докладывает об увеличении количества хозяйствующих субъектов на рынке строительства по России, что должно позитивно сказываться на состоянии конкуренции в этой отрасли, однако здесь требуется более детальный анализ в более узких географических границах", - подчеркнул он.

 

При подготовке Доклада ФАС учла некоторые предложения бизнеса. <...> 

 

Стоит отметить, что недавно на сайте Открытого правительства были опубликованы результаты опроса о состоянии контрактной системы, в котором приняли участие почти 5700 человек: представители органов власти из числа закупщиков, поставщики, контролирующие органы власти, общественные контролеры и обычные граждане. Средняя оценка системе госзакупок составила 4,98 из 10 баллов.

 

Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов назвал закон о контрактной системе "большим шагом вперед.

 

"Закон охватывает более широкую сферу работы, связанную с госзакупками: и планирование, и размещение, и исполнение процедур, поэтому он более сложный, - подчеркнул Емельянов. - Если говорить о возможностях повышения эффективности ФКС, то в первую очередь есть резервы роста эффективности госзакупок в введении новых типов электронных процедур, которые мы ожидаем до конца этого года. Проведение госзакупок в электронном виде в любом случае эффективнее, чем в бумажном".