Социальная реклама – дело тонкое

В Мордовское УФАС России поступило обращение гражданина, в котором было выражено недовольство по поводу распространенной от имени органов прокуратуры социальной рекламы со слоганом «Наркотики – жизнь без будущего». Гражданин посчитал, что демонстрируемое в социальной рекламе «…изображение медицинского шприца и образа молодой девушки, пребывающей в прекрасном настроении, формирует положительное отношение к наркотическим средствам, несмотря на используемый слоган».

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С учетом законодательно установленных понятий следует констатировать, что социальная реклама не является разновидностью рекламы, поэтому к ней, как к некоммерческой форме коммуникации, не применимы требования, предъявляемые к рекламе коммерческой направленности в части её морально-этического содержания.

Требования к социальной рекламе регламентированы специальной статьей 10 Федерального закона «О рекламе», в которой содержится исчерпывающий перечень запретов. Так, не допускается использование в социальной рекламе информации коммерческого характера.

Рассматриваемой социальной рекламой «Наркотики – жизнь без будущего» не нарушены требования статьи 10 Федерального закона «О рекламе».

           

Справка:

Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.