Битва при госзаказе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС) так и не смогли согласовать с Минфином и ФАС. Финансовое ведомство требует устранить противоречия с действующим законодательством, а антимонопольное настаивает на отклонении документа. В Минэкономразвития критику воспринимают спокойно и считают, что максимальные неприятности, которые могут коснуться документа, заключаются в его очередной доработке.


Сегодня Минэкономразвития внесет в правительство законопроект о Федеральной контрактной системе. По сведениям РБК daily, без замечаний документ поддержали Минтранс, Минкульт, Минюст, Рособоронзаказ, Институт сравнительного правоведения и Ассоциация юристов России. Благосклонно отнеслись к документу в Минобрнауки, Минпромторге и Минздравсоцразвития, впрочем, попросив учесть ряд замечаний в рабочем порядке. Таблицы разногласий к закону поступили от Минфина и ФАС.


В финансовом ведомстве требуют прежде всего уточнения названия законопроекта, поскольку понятие "федеральная" может быть применено к области регулирования закупок исключительно для общероссийских нужд, рассказал РБК daily источник, знакомый с содержанием документа. Не устраивает министерство и избыточное количество отчетов, предполагаемых законом о ФКС, а также противоречия с Бюджетным кодексом и законодательством о госслужбе. Антидемпинговые меры (запрет на снижение цены контакта ниже 25%) тоже не нашли понимания у Минфина. Это устраняет стимулы для понижения начальной цены контракта, считают в министерстве.


В Минфине официально прокомментировали РБК daily: "На данный момент по законопроекту о ФКС между Минфином и МЭР есть ряд разногласий. В МЭР были направлены предложения по данному законопроекту, но реакция МЭР на данный момент неизвестна".


Разногласия ФАС (есть в распоряжении РБК daily) оказались еще шире. Помимо замечаний юридическо - технического характера и указания на нормы, имеющие декларативный характер или неоднозначное толкование, антимонопольное ведомство утверждает, что принятие законопроекта в представленной редакции - "это не шаг вперед, а возврат к неэффективной и коррупционной практике закупок, действовавшей до принятия 94-ФЗ", и предлагает не согласовывать документ.


В частности, ФАС не устраивает предлагаемое расширение способов закупок: двухэтапные переговоры и запросы предложений сыграют на руку недобросовестным заказчикам. При этом некоторые способы размещения заказов (конкурс и электронный аукцион) заимствованы из ныне действующего закона о госзакупках, однако "условия данных процедур упущены, потеряны взаимосвязь и логика, установлены избыточные требования". Кроме того, законопроект не соответствует Национальной стратегии противодействия коррупции и идет вразрез первоначальному поручению правительства (разработать комплексный документ, который бы выстраивал ФКС как совокупность Бюджетного кодекса, 94-ФЗ и Гражданского кодекса).


"Законопроект МЭР о ФКС разрушает всю законодательную базу госзакупок, - возмущается начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. - Он разрушает конкурентную среду и по существу представляет собой возврат к откровенно коррупционным практикам, существовавшим до 94-ФЗ". По мнению чиновника, причина негативного отношения к 94-ФЗ в первую очередь в том, что он наступил на финансовые интересы слишком большого количества людей - крупных заказчиков и близких к госзаказу компаний. Сэкономленные на конкурентных процедурах (без учета 2011 года) 1 трлн 132 млрд руб. без 94-ФЗ просто ушли бы из бюджета.

В МЭР к таблицам разногласий относятся спокойно. "Причины разногласий, которые нам вынесли ФАС и Минфин, совершенно разные. Минфин беспокоит то, как будет соотноситься закупочное законодательство с бюджетным кодексом. Эти противоречия мы разрешим на следующем этапе, когда будем обсуждать поправки в БК (при этом нужно сказать, что в ходе обсуждения часть противоречий с Минфином мы сняли, то есть мы двигались вперед)", - рассказали в министерстве. "С ФАС обратная ситуация. Мы не продвинулись ни на шаг с момента опубликования первой версии закона 1 сентября. У нас по-прежнему радикальные идеологические противоречия, и вряд ли можно придумать такие поправки в наш закон, при которых бы ФАС на него согласилась", - отмечают в МЭР, подчеркивая, что все дальнейшие решения будут приниматься в ходе согласительных совещаний уже на уровне аппарата правительства и первого вице-премьера Игоря Шувалова.