Ради бензина ничего не жаль

ФАС не возражает против практической монополизации розничного рынка моторного топлива при условии, что независимые производители нефти получат гарантированный доступ к мощностям нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Такой вывод следует из заявления заместителя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина о новых инициативах по регулированию топливного рынка. Правительство возвращается ко все более старым идеям госрегулирования: инициатива по принудительному допуску мелких нефтяников на НПЗ крупных компаний впервые выдвигалась еще в 2001 году, и тогда у нее было больше шансов на реализацию.


Федеральная антимонопольная служба на следующей неделе внесет в правительство проект закона "Об обороте нефти и нефтепродуктов". Об этом заявил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, уточнив, что законопроект еще не согласован Минэнерго и к нему есть претензии у Минэкономики. По словам господина Голомолзина, законопроект предполагает запрет на развитие сетей АЗС вертикально интегрированных компаний (ВИНК), если их доля на региональном рынке превышает 35-50% - в зависимости от конкретного региона.


Напомним, что предложение ограничить развитие сетей АЗС ВИНК в тех регионах, где их доля превышает 35%, было обнародовано ФАС еще в 2009 году. Законопроект "Об обороте нефти и нефтепродуктов" был предложен ФАС в марте 2011 года в одном пакете с законопроектом "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" ("Ъ" писал об этом 25 марта). Предполагалось, что законопроекты станут альтернативой разработанному в Минэнерго законопроекту "О нефти". Однако в проекте ФАС, опубликованном на сайте службы, речь шла уже о запрете расширения сетей АЗС, если доля ВИНК в регионе превышает 25%, то есть норма ужесточена. Судя по заявлению господина Голомолзина, теперь ФАС смягчила требования к монополистам. Если при пороге 25% рынка практически во всех регионах крупные компании лишались права расширять сети, то при пороге 35% рынка ограничения на расширение сетей почувствуют компании примерно в половине регионов. И лишь в трети субъектов федерации доля монополистов на розничном рынке превышает 50% - пороговую величину в последней редакции законопроекта.


Платой за смягчение отношения к монополизации розничного рынка моторного топлива стало требование ФАС предоставить гарантии доступа независимым производителям нефти к мощностям НПЗ. Напомним, что на прошлой неделе Минэнерго предложило вернуться к идее вице-премьера Игоря Сечина о выделении независимым производителям нефти отдельного НПЗ. Правда, если Игорь Сечин в 2008 году предлагал построить новый завод, Минэнерго предложило приобрести один из имеющихся (см. "Ъ" от 27 мая). ФАС же реанимирует более старую идею, предлагавшуюся независимыми производителями еще в 2001 году,- обязать ВИНК выделить на своих НПЗ специальные квоты для независимых производителей нефти. "Мы делаем встречное предложение, чтобы ВИНК на своих НПЗ гарантированно предоставляли часть переработки независимым участникам рынка",- заявил господин Голомолзин, уточнив, что квота "может быть порядка 15% от их мощностей".


Эта идея вряд ли может быть реализована в ближайшее время. Если в 2000 году доля независимых производителей действительно составляла более 10% добычи, то сегодня доля независимых производителей, по оценке ассоциации малых нефтяных компаний "Ассо-нефть", не превышает 3%, да и то некоторые производители могут считаться "независимыми" лишь условно. "Мы очень рады, что ФАС озаботилась проблемой доступа независимых компаний к внутреннему рынку",- заявила глава "Ассо-нефти" Елена Корзун.


При этом все попытки нефтяников добиться налоговых льгот для малых месторождений не увенчались успехом. "В марте 2011 года в Госдуму была внесена поправка, предполагающая льготы по НДПИ для мелких месторождений. Ее приняли в первом чтении, и с тех пор она лежит без движения",- посетовала глава ассоциации, отметив, что при такой поддержке независимого сегмента рынка воспользоваться предложенными ФАС квотами смогут немногие. Кроме того, в "Ассо-нефти" напомнили: предыдущая попытка выделить квоты на НПЗ ВИНК закончилась тем, что крупные компании установили запредельную стоимость процессинга нефти: чтобы эффективно реализовать предложения ФАС, потребуется удерживать стоимость процессинга на том же уровне, что и для нефти собственников завода. А это возвращает предложения ФАС по квотам к проекту Минэнерго, предлагающему независимым производителям отдельный НПЗ с регулируемыми государством тарифами на процессинг.