• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О формулировке предупредительной надписи в рекламе некурительных табачных изделий

Нормами Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров.

В том числе, согласно части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Статьей 2 Федерального закона N2 268-ФЗ от 22 декабря 2008 года «Технический регламент на табачную продукцию» к числу табачных изделий отнесены продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения (курительные табачные изделия), сосания, жевания или нюханья (табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай, другие некурительные табачные изделия).

Указанный закон устанавливает также требования к формулировке предупредительных надписей на потребительской таре табачных изделий, при этом такие надписи для упаковки курительных и некурительных табачных изделий (части 1 и 6 статьи 10 закона) различаются по тексту.

Данное различие связано с тем, что в силу статьи 1 Федерального закона «Об ограничении курения табака» №87 -ФЗ от 10 июля 2001 года курением табака признается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий, однако по смыслу положений Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» при потреблении некурительных табачных изделий не происходит вдыхания дыма, то есть процесса курения.

В то же время из норм Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» следует презумпция причинения вреда здоровью человека от употребления любых видов табачных изделий, как курительных, так и не курительных.

Вместе с тем, указание на упаковке некурительных табачных изделий о вреде курения не достигает правовой цели соответствующих положений закона - предупредить потребителей табачной продукции о причиняемом в связи с потреблением данного вида табачной продукции вреде здоровью.

С учетом изложенного в силу части 6 статьи 10 Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» на каждую единицу потребительской тары не курительных табачных изделий наносится одна
предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью».

Норма части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» также нацелена на доведение до потребителей рекламы табачной продукции информации о вреде потребления табачных изделий, однако в связи с тем, что Федеральный закон «О рекламе» принят раньше Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», не содержит разграничения требований к предупредительным надписям в зависимости от вида рекламируемого табачного изделия.

По мнению специалистов ФАС России, с учетом положений принятого позже Федерального закона «О рекламе» Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» в целях соблюдения требований части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» возможно сопровождать рекламу не курительных табачных изделий предупреждением о вреде потребления некурительных табачных изделий без использования слова «курение» (например, «Потребление этого табачного изделия вредит вашему здоровью»).