ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №231 об административном правонарушении

Номер дела: 231
Дата публикации: 8 июля 2014, 15:00

«08» июля 2014г.                                                                                           12.15ч.    г. Саранск, пр. Ленина, 14

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №40 и материалы дела об административном правонарушении №231  возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..) (доверенность №  от  года)

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ООО «Гипрозем» (вх. №2306 от 16.05.2014) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в необоснованном требовании представления технического паспорта для выдачи технических условий.

Комиссией установлено, что 08 апреля 2014 года ООО «Гипрозем» обратилось в ОАО «Саранскмежрайгаз» с заявлением на выдачу технических условий для разработки проекта газоснабжения административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115 с приложением документов.

На основании представленных документов ООО «Гипрозем» были выданы технические условия от 06 мая 2014 года на газоснабжение административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115.

Вместе с тем, заявитель указывает на то, что для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям необходимо  предоставить документы, согласно перечню  документов, утвержденному ОАО «Саранскмежрайгаз». В данном перечне содержится пункт 4, который ограничивает права ООО «Гипрозем» в связи с тем, что в нем изложено требование о предоставлении технического паспорта.

Из заявления следует, что ООО «Гипрозем» специализируется на изготовлении технической документации, а в перечне документов для выдачи технических условий запрашивается технический паспорт, который в настоящее время изготавливается  на территории Республики Мордовия только лишь одной аккредитованной организацией филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, что в свою очередь ограничивает права других организаций, физических лиц, которые согласно действующему законодательству имеют право заниматься изготовлением технической документацией за исключением технического паспорта.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №174,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 8 раздела 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314) (далее – Правила №1314)  к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок);

б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).

По состоянию на 09.06.2014 на официальном сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» в разделе «Клиентам» размещен  Перечень документов для выдачи технических условий, утвержденный генеральным директором ОАО «Саранскмежрайгаз».

Согласно вышеуказанному перечню документов для выдачи технических условий юридическому лицу необходимо представить:

1)                письмо на выдачу ТУ (должно содержать: наименование, местонахождение и почтовый адрес юр. лица);

2)                копии учредительных документов (в т.ч. копию документа, подтверждающего полномочия лица подписавшего заявление);

3)                копии правоустанавливающих документов на здание, где планируется установка газового оборудования и земельный участок (свидетельство о праве собственности либо договор аренды и т.п.);

4)                копии техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                планируемая величина объема газопотребления в год (указывается в тексте письма);

6)                письменное согласие собственников газопровода, к которому будет производиться подключение;

7)                письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (г. Саранск, ул. Большевистская, 11) о согласовании лимитов потребления природного газа;

физическому лицу необходимо представить:

1)                заявление на выдачу ТУ (должно содержать: ФИО, место жительство и почтовый адрес);

2)                копию паспорта заявителя (если заявление подписывается представителем, то к заявлению прилагается также копия доверенности);

3)                копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности, договора аренды и т.п.) на объект недвижимости (квартиру, жилой дом и др.) и земельный участок;

4)                копии техпаспорта на объект недвижимости и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                мощность газопотребляющего оборудования либо отапливаемая площадь помещения (указывается в заявлении);

6)                при газификации жилого дома (отдельно стоящего здания) – письменное согласие собственника газопровода, к которому будет производится подключение;

7)                при замене газовых приборов не на аналогичные и при установке газовых приборов для индивидуального отопления в многоквартирном жилом доме – письменное согласие всех собственников квартир в доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» перечню документов, который установлен пунктом 8 Правил №1314.

Согласно пункту 4 Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» необходимо представить копию техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 №175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

На территории Республики Мордовия деятельность по изготовлению технического паспорта осуществляет одна аккредитованная организация филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что деятельность по изготовлению технического плана на территории Республики Мордовия способны осуществлять более 40 хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия,  проанализировав содержание сайта ОАО «Саранскмежрайгаз» приходит к выводу о том, что Перечень документов для выдачи технических условий, в котором предусмотрено предоставление копии технического паспорта, ОАО «Саранскмежрайгаз» создало условия, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по подготовке документации для получения технических условий газоснабжения, поскольку юридические и физические лица, ознакомившись с указанным Перечнем документов, обратятся за изготовлением технического паспорта в аккредитованную организацию.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, юридические лица планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В процессе рассмотрения дела ОАО «Сарансмежрайгаз» представило копию Перечня документов, утвержденного 18 марта 2014 года, в соответствии с которым технический паспорт не запрашивается.

Однако, на заседании Комиссии, а именно: 9 июня 2014 года, установлено, что действий со стороны ОАО «Саранскмежрайгаз», направленных на изменение на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, не последовало.

Учитывая указанные обстоятельства, 18.06.2014 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №174:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №174, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 25 июня 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, а именно:

разместить на сайте Перечень документов для выдачи технических условий, который соответствует действующему законодательству.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

   Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

   Решение по делу №174 вступило в силу 18.06.2014 г. (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №174 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия»),  исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

    При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

 Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 26.06.2014 выручка от оказания услуг по распределению газообразного топлива для потребителей в границах городского округа Саранск за 2013 год составляет….

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

 В соответствии с письмом ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3103 от 24.06.2014) в настоящее время Перечень документов для выдачи технических условий приведен в соответствие с действующим законодательством и размещен на сайте общества: www.sargorgaz.ru.

Кроме того, согласно письму ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3102 от 24.06.2014) фактически технические условия выдавались всем заявителям в соответствии с требованиями действующего законодательства. С 2013 года было всего 2 отказа – по обстоятельствам не связанным с вышеуказанным нарушением.

На основании вышеуказанного, сумма штрафа, рассчитанная в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ в размере … не соразмерна с последствиями совершенного ОАО «Саранскмежрайгаз» правонарушения.

Пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

        1. Производство по делу об административном правонарушении №231, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

        2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ОАО «Саранскмежрайгаз» за нарушение части 2 статьи 14.31 устное замечание.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя                                                               А.В. Демкин

 

Постановление вступило в законную силу «___» _____________ 2014  года.

 

stdClass Object ( [vid] => 12095 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №231 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12095 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405422121 [changed] => 1405422121 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405422121 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

«08» июля 2014г.                                                                                           12.15ч.    г. Саранск, пр. Ленина, 14

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №40 и материалы дела об административном правонарушении №231  возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..) (доверенность №  от  года)

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ООО «Гипрозем» (вх. №2306 от 16.05.2014) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в необоснованном требовании представления технического паспорта для выдачи технических условий.

Комиссией установлено, что 08 апреля 2014 года ООО «Гипрозем» обратилось в ОАО «Саранскмежрайгаз» с заявлением на выдачу технических условий для разработки проекта газоснабжения административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115 с приложением документов.

На основании представленных документов ООО «Гипрозем» были выданы технические условия от 06 мая 2014 года на газоснабжение административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115.

Вместе с тем, заявитель указывает на то, что для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям необходимо  предоставить документы, согласно перечню  документов, утвержденному ОАО «Саранскмежрайгаз». В данном перечне содержится пункт 4, который ограничивает права ООО «Гипрозем» в связи с тем, что в нем изложено требование о предоставлении технического паспорта.

Из заявления следует, что ООО «Гипрозем» специализируется на изготовлении технической документации, а в перечне документов для выдачи технических условий запрашивается технический паспорт, который в настоящее время изготавливается  на территории Республики Мордовия только лишь одной аккредитованной организацией филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, что в свою очередь ограничивает права других организаций, физических лиц, которые согласно действующему законодательству имеют право заниматься изготовлением технической документацией за исключением технического паспорта.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №174,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 8 раздела 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314) (далее – Правила №1314)  к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок);

б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).

По состоянию на 09.06.2014 на официальном сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» в разделе «Клиентам» размещен  Перечень документов для выдачи технических условий, утвержденный генеральным директором ОАО «Саранскмежрайгаз».

Согласно вышеуказанному перечню документов для выдачи технических условий юридическому лицу необходимо представить:

1)                письмо на выдачу ТУ (должно содержать: наименование, местонахождение и почтовый адрес юр. лица);

2)                копии учредительных документов (в т.ч. копию документа, подтверждающего полномочия лица подписавшего заявление);

3)                копии правоустанавливающих документов на здание, где планируется установка газового оборудования и земельный участок (свидетельство о праве собственности либо договор аренды и т.п.);

4)                копии техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                планируемая величина объема газопотребления в год (указывается в тексте письма);

6)                письменное согласие собственников газопровода, к которому будет производиться подключение;

7)                письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (г. Саранск, ул. Большевистская, 11) о согласовании лимитов потребления природного газа;

физическому лицу необходимо представить:

1)                заявление на выдачу ТУ (должно содержать: ФИО, место жительство и почтовый адрес);

2)                копию паспорта заявителя (если заявление подписывается представителем, то к заявлению прилагается также копия доверенности);

3)                копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности, договора аренды и т.п.) на объект недвижимости (квартиру, жилой дом и др.) и земельный участок;

4)                копии техпаспорта на объект недвижимости и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                мощность газопотребляющего оборудования либо отапливаемая площадь помещения (указывается в заявлении);

6)                при газификации жилого дома (отдельно стоящего здания) – письменное согласие собственника газопровода, к которому будет производится подключение;

7)                при замене газовых приборов не на аналогичные и при установке газовых приборов для индивидуального отопления в многоквартирном жилом доме – письменное согласие всех собственников квартир в доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» перечню документов, который установлен пунктом 8 Правил №1314.

Согласно пункту 4 Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» необходимо представить копию техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 №175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

На территории Республики Мордовия деятельность по изготовлению технического паспорта осуществляет одна аккредитованная организация филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что деятельность по изготовлению технического плана на территории Республики Мордовия способны осуществлять более 40 хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия,  проанализировав содержание сайта ОАО «Саранскмежрайгаз» приходит к выводу о том, что Перечень документов для выдачи технических условий, в котором предусмотрено предоставление копии технического паспорта, ОАО «Саранскмежрайгаз» создало условия, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по подготовке документации для получения технических условий газоснабжения, поскольку юридические и физические лица, ознакомившись с указанным Перечнем документов, обратятся за изготовлением технического паспорта в аккредитованную организацию.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, юридические лица планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В процессе рассмотрения дела ОАО «Сарансмежрайгаз» представило копию Перечня документов, утвержденного 18 марта 2014 года, в соответствии с которым технический паспорт не запрашивается.

Однако, на заседании Комиссии, а именно: 9 июня 2014 года, установлено, что действий со стороны ОАО «Саранскмежрайгаз», направленных на изменение на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, не последовало.

Учитывая указанные обстоятельства, 18.06.2014 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №174:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №174, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 25 июня 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, а именно:

разместить на сайте Перечень документов для выдачи технических условий, который соответствует действующему законодательству.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

   Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

   Решение по делу №174 вступило в силу 18.06.2014 г. (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №174 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия»),  исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

    При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

 Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 26.06.2014 выручка от оказания услуг по распределению газообразного топлива для потребителей в границах городского округа Саранск за 2013 год составляет….

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

 В соответствии с письмом ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3103 от 24.06.2014) в настоящее время Перечень документов для выдачи технических условий приведен в соответствие с действующим законодательством и размещен на сайте общества: www.sargorgaz.ru.

Кроме того, согласно письму ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3102 от 24.06.2014) фактически технические условия выдавались всем заявителям в соответствии с требованиями действующего законодательства. С 2013 года было всего 2 отказа – по обстоятельствам не связанным с вышеуказанным нарушением.

На основании вышеуказанного, сумма штрафа, рассчитанная в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ в размере … не соразмерна с последствиями совершенного ОАО «Саранскмежрайгаз» правонарушения.

Пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

        1. Производство по делу об административном правонарушении №231, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

        2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ОАО «Саранскмежрайгаз» за нарушение части 2 статьи 14.31 устное замечание.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя                                                               А.В. Демкин

 

Постановление вступило в законную силу «___» _____________ 2014  года.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

«08» июля 2014г.                                                                                           12.15ч.    г. Саранск, пр. Ленина, 14

Демкин Артур Валерьевич – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев протокол №40 и материалы дела об административном правонарушении №231  возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии (1..) (доверенность №  от  года)

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ООО «Гипрозем» (вх. №2306 от 16.05.2014) о нарушении ОАО «Саранскмежрайгаз» антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в необоснованном требовании представления технического паспорта для выдачи технических условий.

Комиссией установлено, что 08 апреля 2014 года ООО «Гипрозем» обратилось в ОАО «Саранскмежрайгаз» с заявлением на выдачу технических условий для разработки проекта газоснабжения административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115 с приложением документов.

На основании представленных документов ООО «Гипрозем» были выданы технические условия от 06 мая 2014 года на газоснабжение административного здания с размещением на 1 этаже теплой стоянки для служебных автомобилей, по адресу: 430001, г. Саранск, ул. Большевистская, 115.

Вместе с тем, заявитель указывает на то, что для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям необходимо  предоставить документы, согласно перечню  документов, утвержденному ОАО «Саранскмежрайгаз». В данном перечне содержится пункт 4, который ограничивает права ООО «Гипрозем» в связи с тем, что в нем изложено требование о предоставлении технического паспорта.

Из заявления следует, что ООО «Гипрозем» специализируется на изготовлении технической документации, а в перечне документов для выдачи технических условий запрашивается технический паспорт, который в настоящее время изготавливается  на территории Республики Мордовия только лишь одной аккредитованной организацией филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, что в свою очередь ограничивает права других организаций, физических лиц, которые согласно действующему законодательству имеют право заниматься изготовлением технической документацией за исключением технического паспорта.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №174,  Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 8 раздела 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314) (далее – Правила №1314)  к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок);

б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).

По состоянию на 09.06.2014 на официальном сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» в разделе «Клиентам» размещен  Перечень документов для выдачи технических условий, утвержденный генеральным директором ОАО «Саранскмежрайгаз».

Согласно вышеуказанному перечню документов для выдачи технических условий юридическому лицу необходимо представить:

1)                письмо на выдачу ТУ (должно содержать: наименование, местонахождение и почтовый адрес юр. лица);

2)                копии учредительных документов (в т.ч. копию документа, подтверждающего полномочия лица подписавшего заявление);

3)                копии правоустанавливающих документов на здание, где планируется установка газового оборудования и земельный участок (свидетельство о праве собственности либо договор аренды и т.п.);

4)                копии техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                планируемая величина объема газопотребления в год (указывается в тексте письма);

6)                письменное согласие собственников газопровода, к которому будет производиться подключение;

7)                письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (г. Саранск, ул. Большевистская, 11) о согласовании лимитов потребления природного газа;

физическому лицу необходимо представить:

1)                заявление на выдачу ТУ (должно содержать: ФИО, место жительство и почтовый адрес);

2)                копию паспорта заявителя (если заявление подписывается представителем, то к заявлению прилагается также копия доверенности);

3)                копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности, договора аренды и т.п.) на объект недвижимости (квартиру, жилой дом и др.) и земельный участок;

4)                копии техпаспорта на объект недвижимости и кадастрового паспорта на земельный участок;

5)                мощность газопотребляющего оборудования либо отапливаемая площадь помещения (указывается в заявлении);

6)                при газификации жилого дома (отдельно стоящего здания) – письменное согласие собственника газопровода, к которому будет производится подключение;

7)                при замене газовых приборов не на аналогичные и при установке газовых приборов для индивидуального отопления в многоквартирном жилом доме – письменное согласие всех собственников квартир в доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» перечню документов, который установлен пунктом 8 Правил №1314.

Согласно пункту 4 Перечня документов для выдачи технических условий, размещенного на сайте ОАО «Саранскмежрайгаз» необходимо представить копию техпаспорта на здание, где планируется установка газового оборудования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 №175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

На территории Республики Мордовия деятельность по изготовлению технического паспорта осуществляет одна аккредитованная организация филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что деятельность по изготовлению технического плана на территории Республики Мордовия способны осуществлять более 40 хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия,  проанализировав содержание сайта ОАО «Саранскмежрайгаз» приходит к выводу о том, что Перечень документов для выдачи технических условий, в котором предусмотрено предоставление копии технического паспорта, ОАО «Саранскмежрайгаз» создало условия, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по подготовке документации для получения технических условий газоснабжения, поскольку юридические и физические лица, ознакомившись с указанным Перечнем документов, обратятся за изготовлением технического паспорта в аккредитованную организацию.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере естественных монополий.

ОАО «Саранскмежрайгаз» включено в раздел 2 транспортировка газа по трубопроводам Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе 14.11.97г №121/1, (с изменениями от 03.09.02 №57-э/6 и 14.12.04  №288-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «Саранскмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива для потребителей г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия в границах расположения находящихся у общества на балансе газораспределительных сетей  и является на указанной территории организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которой должны обращаться граждане – потребители, юридические лица планирующие подключение строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, для получения технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

- запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

- суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В процессе рассмотрения дела ОАО «Сарансмежрайгаз» представило копию Перечня документов, утвержденного 18 марта 2014 года, в соответствии с которым технический паспорт не запрашивается.

Однако, на заседании Комиссии, а именно: 9 июня 2014 года, установлено, что действий со стороны ОАО «Саранскмежрайгаз», направленных на изменение на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, не последовало.

Учитывая указанные обстоятельства, 18.06.2014 года Комиссией Мордовского УФАС России было принято решение по делу №174:

1. Признать действия ОАО «Саранскмежрайгаз», выразившиеся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, нарушением  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела №174, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать ОАО «Саранскмежрайгаз» предписание:

в срок до 25 июня 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении на сайте Перечня документов для выдачи технических условий, который не соответствует действующему законодательству и может привести к ограничению конкуренции, а именно:

разместить на сайте Перечень документов для выдачи технических условий, который соответствует действующему законодательству.

Частью 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

   Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

   Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

   Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

   Решение по делу №174 вступило в силу 18.06.2014 г. (дата изготовления решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №174 в полном объеме).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ материалов данного дела позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Саранскмежрайгаз» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства. При этом объективные обстоятельства, делающие невозможным для ОАО «Саранскмежрайгаз» выполнение требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствовали. Таким образом, ОАО «Саранскмежрайгаз» является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (приказ ФСТ №331-э/8 от 04.12.2012 года «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Мордовгаз», ОАО «Саранскмежрайгаз» на территории Республики Мордовия»),  исчисляется по формуле:

       Бш = 0,003*S + (0,03*S – 0,003*S)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*S = 0,0165*S,  

       где Бш – базовый штраф;

       S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

        В соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ОС), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ОО), размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

    При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.

 Таким образом, сумма, на которую подлежит уменьшение размера базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ исчисляется следующим образом:

        ОС = S *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*S

         где ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность;

        S – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.     

В соответствии со справкой  ОАО «Саранскмежрайгаз» от 26.06.2014 выручка от оказания услуг по распределению газообразного топлива для потребителей в границах городского округа Саранск за 2013 год составляет….

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года №5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

 В соответствии с письмом ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3103 от 24.06.2014) в настоящее время Перечень документов для выдачи технических условий приведен в соответствие с действующим законодательством и размещен на сайте общества: www.sargorgaz.ru.

Кроме того, согласно письму ОАО «Саранскмежрайгаз» (вх. №3102 от 24.06.2014) фактически технические условия выдавались всем заявителям в соответствии с требованиями действующего законодательства. С 2013 года было всего 2 отказа – по обстоятельствам не связанным с вышеуказанным нарушением.

На основании вышеуказанного, сумма штрафа, рассчитанная в соответствии с частью 4 примечания статьи 14.31 КоАП РФ в размере … не соразмерна с последствиями совершенного ОАО «Саранскмежрайгаз» правонарушения.

Пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

        1. Производство по делу об административном правонарушении №231, возбужденного в отношении ОАО «Саранскмежрайгаз» (430006, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 123) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

        2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ОАО «Саранскмежрайгаз» за нарушение части 2 статьи 14.31 устное замечание.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя                                                               А.В. Демкин

 

Постановление вступило в законную силу «___» _____________ 2014  года.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 231 [format] => [safe_value] => 231 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-08 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-08 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405422121 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мордовское УФАС России )