Решение Арбитражного суда РМ в отношении ООО "РТКОМ"

Номер дела: №А39-1481/2008-69/1
Дата публикации: 31 января 2012, 01:00

Арбитражный суд Республики Мордовия

Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
 
г. Саранск                                                                                                                7 июля 2008 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
 
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной от­ветственностью «РТКОМ», г. Саранск
 
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск  о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федераль­ной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
 
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требова­ний относительно предмета спора:
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саран­ский», г. Саранск  Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
 
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
 
установил:
 
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обра­тилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения ко­миссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
 
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь ин­формировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саран­ский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридиче­скими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесен­ного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распростра­няемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предпри­ятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кро­ме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осущест­вить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
 
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
 
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
 
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответст­венностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юриди­ческих лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании ли­цензии, выданной Федеральной службой по надзо­ру за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
 
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудио­текстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 мар­та и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
 
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распростране­но в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
 
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продук­ции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
 
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламно­информационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполни­тель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информиро­вания населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
 
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алко­гольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордо­вия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Феде­рального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
 
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обрати­лось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
 
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым спосо­бом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределен­ному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова­ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
 
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца това­ра, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спор­тивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, па­ри), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
 
 
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
 
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специ­альные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным зако­ном в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продав­цов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рек­ламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требо­вания и ограничения.
 
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распростра­нение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
 
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
 
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
 
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
 
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой ча­стью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликерово­дочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федераль­ной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществ­ление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
 
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» ис­пользует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регист­рацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
 
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепро­граммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
 
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему про­дукции.
 
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что уста­новил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
 
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, со­провождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подроб­ности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Ори­гинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; ем­кость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; ем­кость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
 
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
 
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
 
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового ­спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
 
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
 
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросове­стной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама ко­торого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслу­живания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным зна­ком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изгото­вителя или продавца такого товара.
 
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Су­да Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения спо­ров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в ин­формации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела  для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточ­но изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
 
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом слу­чае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
 
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Ком­пании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федераль­ного закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федераль­ного закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного ор­гана в указанной части являются обоснованными.
 
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой ал­когольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
 
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордов­спирт».
 
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» явля­ется самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная про­дукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
 
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рас­смотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа име­лись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, од­нако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордов­спирт» является неправомерным.
 
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резо­лютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на при­надлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
 
В соответствии со статьей 11  Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в рав­ном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государ­ственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
 
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодек­са Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
 
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетво­рить частично.
 
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части заявления заявителю отказать.
 
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордо­вия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
 
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общест­во с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
 
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Пер­вый арбитражный апелляционный суд.
 
 
 
Судья                                                                                             В.Н. Савочкин
 

stdClass Object ( [vid] => 10261 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда РМ в отношении ООО "РТКОМ" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10261 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327994679 [changed] => 1370530224 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370530224 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Республики Мордовия

Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
 
г. Саранск                                                                                                                7 июля 2008 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
 
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной от­ветственностью «РТКОМ», г. Саранск
 
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск  о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федераль­ной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
 
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требова­ний относительно предмета спора:
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саран­ский», г. Саранск  Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
 
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
 
установил:
 
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обра­тилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения ко­миссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
 
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь ин­формировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саран­ский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридиче­скими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесен­ного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распростра­няемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предпри­ятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кро­ме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осущест­вить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
 
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
 
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
 
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответст­венностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юриди­ческих лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании ли­цензии, выданной Федеральной службой по надзо­ру за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
 
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудио­текстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 мар­та и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
 
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распростране­но в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
 
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продук­ции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
 
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламно­информационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполни­тель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информиро­вания населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
 
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алко­гольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордо­вия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Феде­рального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
 
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обрати­лось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
 
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым спосо­бом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределен­ному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова­ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
 
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца това­ра, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спор­тивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, па­ри), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
 
 
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
 
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специ­альные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным зако­ном в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продав­цов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рек­ламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требо­вания и ограничения.
 
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распростра­нение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
 
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
 
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
 
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
 
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой ча­стью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликерово­дочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федераль­ной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществ­ление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
 
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» ис­пользует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регист­рацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
 
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепро­граммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
 
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему про­дукции.
 
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что уста­новил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
 
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, со­провождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подроб­ности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Ори­гинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; ем­кость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; ем­кость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
 
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
 
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
 
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового ­спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
 
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
 
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросове­стной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама ко­торого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслу­живания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным зна­ком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изгото­вителя или продавца такого товара.
 
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Су­да Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения спо­ров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в ин­формации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела  для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточ­но изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
 
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом слу­чае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
 
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Ком­пании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федераль­ного закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федераль­ного закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного ор­гана в указанной части являются обоснованными.
 
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой ал­когольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
 
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордов­спирт».
 
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» явля­ется самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная про­дукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
 
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рас­смотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа име­лись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, од­нако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордов­спирт» является неправомерным.
 
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резо­лютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на при­надлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
 
В соответствии со статьей 11  Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в рав­ном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государ­ственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
 
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодек­са Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
 
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетво­рить частично.
 
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части заявления заявителю отказать.
 
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордо­вия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
 
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общест­во с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
 
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Пер­вый арбитражный апелляционный суд.
 
 
 
Судья                                                                                             В.Н. Савочкин
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Республики Мордовия

Именем Российской Федерации
Дело №А39-1481/2008-69/1
 
г. Саранск                                                                                                                7 июля 2008 года
 
 
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи В.Н.Савочкина,
 
при ведении протокола судебного: заседания судьей В.Н.Савочкиным,
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной от­ветственностью «РТКОМ», г. Саранск
 
к: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск  о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе комиссии Управления Федераль­ной антимонопольной службы по Республике Мордовия: №47/2 от 02.04.2008,
 
третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требова­ний относительно предмета спора:
 
Общество с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саран­ский», г. Саранск  Открытое акционерное общество «Мордовспирт», г. Саранск
при участии в заседании:
от заявителя: Моисеенко А.В., представителя, доверенность от 01.04.2008, Ковалева А.А., представителя, доверенность от 01.04.2008;
 
от ответчика: Васенкиной Л.В., главного специалиста, доверенность № 13 от 04.06.2008,
от ООО ЛВЗ «Саранский»: Ревиной Е.В., начальника юридического отдела, доверенность №1 от 14.01.2008, Сидоровой Е.В., ю/к, доверенность №2 от 14.01.2008;
от ОАО «Мордовспирт»: Бикмаева А.Е., ю/к, доверенность №40 от 04.05.2008,
 
установил:
 
Общество с ограниченной ответственностью «РТКОМ» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «РТКОМ») обра­тилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявило требование о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения ко­миссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордо­вия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) №47/2 от 02.04.2008, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
 
Заявление мотивировано тем, что распространяемый ООО «РТКОМ» ролик с поздравлением не содержал признаков рекламы алкогольной продукции, а лишь ин­формировал потребителей о деятельности компании «Мордовспирт». В дополнении к заявлению заявитель также указал, что ООО «Ликероводочный завод «Саран­ский», указанный в решении, и ОАО «Мордовспирт» являются разными юридиче­скими лицами, что указывает, по мнению Общества, на необоснованность вынесен­ного Управлением решения.
Ответчик в отзыве заявленные требования ОТКЛОНИЛ, указав, что в распростра­няемое ООО «РТКОМ» поздравление с учетом содержащейся в нем информации фактически рекламирует выпускаемую ООО «Ликероводочный завод «Саранский» водку, в связи с чем вынесенное решение является законным и обоснованным.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (далее по тексту - ООО ЛВЗ «Саранский») в отзыве и дополнении к отзыву указало, что является дочерним предпри­ятием ОАО «Мордовспирт» (доля ОАО «Мордовспирт в уставном капитале ООО ЛВЗ «Саранский» составляет 100%, изготавливает и реализует алкогольную продукцию от имени компании «Мордовспирт» по лицензионному договору с ОАО «Мордовспирт», у которого закупает этиловый спирт для производства водки. Кро­ме того, ООО ЛВЗ «Саранский» указало на тот факт, что не имело умысла осущест­вить недобросовестную рекламу и нарушить нормы Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» и после получения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия предписания №11 от 04.04.2008 прекратило с 09.04.2008 трансляцию рекламного ролика.
 
Представитель ОАО «Мордовспирт» в судебном заседании заявление ООО «РТКОМ» поддержал, указав, что не считает распространенное заявителем поздравление от имени компании «Мордовспирт» рекламой алкогольной продукции.
 
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.07.2008 по 07.07.2008.
 
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответст­венностью «РТКОМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юриди­ческих лиц и осуществляет эфирное телевизионное вещание на основании ли­цензии, выданной Федеральной службой по надзо­ру за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране; культурного наследия, а также в рамках договора №А-385/О6-С на предоставление права передачи в эфир программного блока Телеканала РЕН ТВ 01.10.2006.
 
6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках)" в 20 час. 32 мин. и в 2б час. 40 мин. была распространена информация следующего содержания: визуальный текст, оформленный в виде открытки с – цветами, со сведениями «Мордовспирт Открытое акционерное общество поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 марта и масленицей желаем всем хорошего праздничного застолья т. 24-59-85» сопровождается аудио­текстом, озвученным мужским голосом, со сведениями «Компания Мордовспирт поздравляет всех жителей Республики с наступающими праздниками: Днем 8 мар­та и масленицей Жителям и гостям Республики наилучшие пожелания. Руководителям торговых предприятий на период праздников специальное, ценовое предложение. И всем, всем хорошего праздничного застолья. Подробная информация по телефону двадцать четыре пятьдесят девять восемьдесят пяты».
 
Аналогичное поздравление с Днем защитника Отечества было распростране­но в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовии» (10 канал) в феврале 2008 года.
 
Усмотрев в указанном поздравлении признаки рекламы алкогольной продук­ции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия провело проверку по указанному факту.
 
Согласно сведениям, представленным ООО «РТКОМ» в рамках запроса УФАС по РМ от 11.03.2008 №197, размещение поздравления Компании «Мордовспирт» осуществлено на основании договора №245 от 18.12.2007 о рекламно­информационной деятельности, заключенного между ООО «РТКОМ» (Исполни­тель) и ООО «Ликероводочный завод «Саранский» (Заказчик) в целях информиро­вания населения республики о деятельности Заказчика из договорных отношений сторон следует, что лицом, определившим содержание поздравления, является ООО «Ликероводочный завод «Саранский», а лицом, разместившим такое поздравление в эфире телеканала «Телесеть Мордовии», - ООО «РТКОМ».
 
Управлением также установлено, что специальное ценовое предложение применялось для реализации определенного товара – водки, производимой ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В связи с вышеизложенными обстоятельствами комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия вынесено решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе №47/2 от 02.04.2008, пунктом 1 резолютивной части которого признана ненадлежащей распространенная в феврале - марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алко­гольную продукцию компании «Мордовспирт» под видом рекламы (поздравления) компании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордо­вия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Феде­рального закона «О рекламе», поскольку она нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
 
ООО «РТКОМ», не согласившись с указанным выводом Управления, обрати­лось за защитой своих интересов в арбитражный суд.
 
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым спосо­бом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределен­ному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова­ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
 
В силу пункта 2 статьи 3 названного закона, объект рекламирования представляет собой товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца това­ра, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спор­тивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, па­ри), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
 
 
Пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино - и видеообслуживании.
 
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специ­альные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным зако­ном в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продав­цов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рек­ламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требо­вания и ограничения.
 
В обоснование своего заявления ООО «РТКОМ» указывает, что распростра­нение размещенной им рекламы явно не относилось к алкогольной продукции, а имело целью подержание интереса к компании «Мордовспирт», которая, помимо алкогольной продукции, занимается иными видами деятельности.
 
Указанный довод является неосновательным ввиду следующего.
 
Распространенные поздравления от имени компании «Мордовспирт» по своему содержанию привлекают интерес к осуществляемой Компанией деятельности на период праздников путем доведенной до сведения неопределенного круга лиц информации о специальном ценовом предложении, сопровождающейся указанием номера телефона, по которому можно узнать подробности специального ценового предложения, и пожеланиями хорошего праздничного застолья. Такая информация формирует и поддерживает интерес к деятельности рекламодателя и способствует продвижению его продукции на рынке, реализуемой по специальному ценовому предложению, что соответствует понятию рекламы.
 
Данный вывод основан на непосредственном изучении видеороликов поздравлений.
 
Фирменное наименование ОАО «Мордовспирт» является необъемлемой ча­стью зарегистрированного товарного знака, зарегистрированного за ОАО «Мордовспирт», что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Российским агентством по патентам и товарным знакам.
 
ООО «Ликероводочный завод «Саранский» является дочерним предприятием ОАО «Мордовспирт», созданным на базе филиала ОАО «Мордовспирт (ликерово­дочный завод «Саранский»). Учредителем и единственным участником Общества является ОАО «Мордовспирт», что подтверждается пунктом 1.1 Устава ООО ЛВЗ «Саранский» и приказом ОАО «Мордовспирт» от 30.07.2007 №96-П «О создании 100% дочернего предприятия ОАО «Мордовспирт». Согласно Уставу ООО ЛВЗ «Саранский», основными видами деятельности Общества являются: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных спиртов, винных напитков); производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) из обработанных виноматериалов; производство, хранение и поставки произведенных алкогольных напитков. При этом ООО «ЛВЗ «Саранский» имеет лицензию Б 068285 Федераль­ной налоговой службы на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков), а также лицензии Б 065637 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на осуществ­ление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
 
При осуществлении коммерческой деятельности ООО ЛВЗ «Саранский» ис­пользует фирменное наименование единственного участника Общества - ОАО «Мордовспирт» на основании лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака по свидетельству №190224, переданного на регист­рацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам, что подтверждается отметкой ФИПС от 27.08.2007 в заявлении ОАО «Мордовспирт» от 24.08.2007 о принятии лицензионного договора на регистрацию.
 
Реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепро­граммы «Телесеть Мордовии» (10 канал), в перерывах трансляции телевизионной передачи «Наши новости» (в рекламных блоках) в 20 час. 32 мин. и в 20 час. 40 мин., была доведена до неограниченного круга лиц по заказу ООО ЛВЗ «Саранский» по договору о рекламно-информационной деятельности, по которому ООО ЛВЗ «Саранский» является заказчиком.
 
В рассматриваемом случае ООО ЛВЗ «Саранский» как рекламодатель использовал товарный знак ОАО «Мордовспирт» для поддержания интереса к своей деятельности путем доведения до руководителей торговых предприятий информации, о специальном ценовом предложении, заявленном ООО ЛВЗ «Саранский» на период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года в отношении принадлежащей ему про­дукции.
 
Таким образом, УФАС по РМ обоснованно указало в оспариваемом решении, что объектом распространения рекламы, побуждающей к совершению определенных действий (к возможности воспользоваться специальным ценовым предложением на период праздников, подробную информацию о котором можно узнать по телефону 24-59-85, а также к возможности устроить хорошее застолье) является деятельность ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Телефон 24-59-85 принадлежит ООО ЛВЗ «Саранский» согласно договору об оказании услуг связи и договору на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенными между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО ЛВЗ «Саранский», что уста­новил антимонопольный орган при рассмотрении обстоятельств дела.
 
В судебном заседании представитель ООО ЛВЗ «Саранский» указал, что данный телефон принадлежит отделу продаж ООО ЛВЗ «Саранский».
 
Информация о специальном ценовом предложении на период праздником, со­провождающаяся указанием на номер телефона, по которому можно узнать подроб­ности специального ценового предложения, относится к мероприятию по привлечению внимания к товару ООО ЛВЗ «Саранский».
 
В ходе судебного разбирательства установлено, что специальное ценовое предложение заявлялось ООО ЛВЗ «Саранский» исключительно на алкогольную продукцию, производимую ООО «ЛВЗ «Саранский»; и в период с 20 февраля 2008 года по 8 марта 2008 года применялось для реализации определенного товара: «Бучумовка» (крепость 400/0; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.); водки «Гражданская» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «Золотое сечение Классическая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая: (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Золотое сечение Ори­гинальная» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; ем­кость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки особой «Золотое сечение Особая» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 68,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 39,00 руб.); водки «Саранская» (крепость 40%; ем­кость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.); водки «3рьзя» (крепость 40%; емкость 0,5 л; цена базовая (по отгрузке) 63,00 руб.; емкость 0,25 л; цена базовая (по отгрузке) 37,10 руб.).
 
Приведенный ассортиментный перечень водок выпускается с использованием фирменного наименования ОАО «Мордовспирт» и зарегистрированного товарного знака ОАО «Мордовспирт».
 
В ходе судебного заседания представитель ООО ЛВЗ «Саранский» пояснил, что на иные товары, производимые и (или) реализуемые Обществом, специального ценового предложения не заявлялось.
 
В судебном заседании представители ОАО «Мордовспирт» и ООО ЛВЗ «Саранский» указали, что непосредственно ОАО «Мордовспирт» изготовителем водки и не является и производит этиловый спирт, который используется ООО ЛВЗ «Саранский» для производства водки с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
При изложенных обстоятельствах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сделало обоснованный вывод, что реклама, размещенная ООО «РТКОМ» 6 марта 2008 года в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал), направлена на продвижение определенного товара - водки, изготавливаемой и реализуемой ООО ЛВЗ «Саранский» с использованием товарного знака «Мордовспирт».
 
В соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового ­спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» водка подпадает под понятие алкогольной продукции.
 
Запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании установлен пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
 
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 названного закона недобросове­стной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама ко­торого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслу­живания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным зна­ком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изгото­вителя или продавца такого товара.
 
Согласно Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Су­да Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения спо­ров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в ин­формации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела  для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточ­но изображения различных элементов (в том числе, товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара (пункт 15).
 
Фирменное название ОАО «Мордовспирт» совпадает в рассматриваемом слу­чае с наименованием товарного знака «Мордовспирт», который используется ООО ЛВЗ «Саранский» в своей коммерческой деятельности.
 
Таким образом, распространенная в феврале-марте 2008 года реклама о специальном ценовом предложении на алкогольную продукцию под видом рекламы Ком­пании «Мордовспирт», размещенная в эфире телепрограммы «Телесеть Мордовия» (10 канал) вопреки запрету, установленному пунктом 3 части 2 статьи 21 Федераль­ного закона «О рекламе», нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 5, Федераль­ного закона «О рекламе» и является ненадлежащей. Выводы антимонопольного ор­гана в указанной части являются обоснованными.
 
В то же время, указание УФАС по РМ на принадлежность рекламируемой ал­когольной продукции компании «Мордовспирт» является неправомерным.
 
Использование товарного знака «Мордовспирт» при изготовлении ООО ЛВЗ «Саранский» водки и её последующей реализации под брэндом «Мордовспирт» не означает перехода права собственности на водку от ООО ЛВЗ «Саранский» к ОАО «Мордовспирт», указанной в резолютивной части решения как Компания «Мордов­спирт».
 
ООО ЛВЗ «Саранский» как дочернее предприятие ОАО «Мордовспирт» явля­ется самостоятельным юридическим лицом, и изготавливаемая им алкогольная про­дукция (в данном случае водка) является собственностью ООО ЛВЗ «Саранский».
 
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент рас­смотрения материалов проверки в УФАС по РМ У антимонопольного органа име­лись все основания для вынесения оспариваемого решения №47/2 от 02.04.2008, од­нако указание на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордов­спирт» является неправомерным.
 
С учетом изложенного подлежит признанию недействительным пункт 1 резо­лютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на при­надлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части требование заявителя подлежит отклонению.
 
В соответствии со статьей 11  Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на стороны в рав­ном размере. При обращении в арбитражный суд ООО «РТКОМ» уплатило государ­ственную пошлину в размере 2000 руб., в связи с чем государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в пользу заявителя.
 
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодек­са Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
 
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ» удовлетво­рить частично.
 
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №47/2 от 02.04.2008 г. в части указания на принадлежность алкогольной продукции компании «Мордовспирт».
 
В остальной части заявления заявителю отказать.
 
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республи­ке Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РТКОМ», расположенного по адресу: Республика Мордо­вия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 89, расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
 
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. отнести на Общест­во с ограниченной ответственностью «РТКОМ».
 
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Пер­вый арбитражный апелляционный суд.
 
 
 
Судья                                                                                             В.Н. Савочкин
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А39-1481/2008-69/1 [format] => [safe_value] => №А39-1481/2008-69/1 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-30 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-07-06 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327994679 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мордовское УФАС России )