ЗАКОНОПРОЕКТ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВНЕСЁН НА СОГЛАСОВАНИЕ В ГОСДУМУ

Правительство будет наделено правом применять данный механизм в случае крайней необходимости

Этот вопрос стал центральным в ходе сессии «Исследование проблем конкуренции на фармацевтических рынках» V Международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование».

«Вопросы защиты интеллектуальной собственности в фармотрасли обретают всё большую значимость и являются достаточно проблемным полем, которое требует принятия незамедлительных решений. В частности, речь идёт о таком существенном вопросе, как применение принудительного лицензирования», - отметил статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, открывая мероприятие.

Заместитель начальника Правового Управления антимонопольной службы Игорь Антонов сообщил участникам о внесении в Государственную думу законопроекта о введении новой редакции статьи 1360 Гражданского кодекса РФ о принудительном лицензировании. Он отметил, что законопроект был разработан на основании Нацплана развития конкуренции, а его обсуждение и разработка заняли несколько лет.

«Сам законопроект - это всё же не правило, а, скорее, исключение, так как он будет работать только в исключительных случаях», - подчеркнул спикер.

Согласно законопроекту, Правительство РФ имеет право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Методика определения размера компенсации и порядок её выплаты утверждаются Правительством РФ.

«Проект методики разрабатывается и находится на внутриведомственном согласовании в ФАС», - уточнил Андрей Цариковский.

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев в начале своего выступления подчеркнул, что «защита интеллектуальной собственности должна обеспечиваться балансом, связанным с охраной общественных интересов от злоупотреблений правами интеллектуальной собственности. Она должна в себе содержать и административные, и экономические, и антимонопольные меры».

Также он напомнил, что Гражданский кодекс РФ содержит две статьи, которые посвящены принудительному лицензированию. При этом статья о возможности применения принудительного лицензирования Правительством никогда не применялась.

Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, Антимонопольного центра БРИКС, подчеркнул, что «массовый рынок фармацевтики уходит в прошлое. Будущее за персонализированными формами работы с пациентами, а значит, огромную роль будут играть большие данные. Лидерами рынка станут компании, получившие контроль над массивами информации. Антимонопольные регуляторы должным подключаться уже сейчас, на начальном этапе развития новых экономических форм, не дожидаясь той монополизации, которая произошла за счет использования патентной власти в прошлом».