СЕРГЕЙ ПУЗЫРЕВСКИЙ: ВНЕДРЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА ДОЛЖНО СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

На семинаре для представителей федеральных органов исполнительной власти сотрудники ФАС ответили на возникающие вопросы в процессе внедрения этого института

«Внедрение антимонопольного комплаенса – это важный механизм, т.к. он позволит нам реализовать одну из наших основных задач, которая поставлена Указом Президента Российской Федерации, – предупредить нарушения антимонопольного законодательства и сократить их количество путем реализации профилактических мер», - сообщил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Он отметил, что подготовлены и приняты все необходимые методические рекомендации для принятия антимонопольного комплаенса в органах власти и введение этого инструмента в систему управления экономикой должно поменять алгоритм принятия управленческих решений с последующей оценкой последствий для конкуренции.

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов сообщил, что в целом эта работа строится на принятии акта, который определяет внутреннюю систему подготовки и принятия решения. Создается уполномоченное подразделение или назначается должностное лицо.

«Ими готовятся соответствующие инструктажи сотрудников, происходит ознакомление с основными требованиями антимонопольного законодательства, которые предъявляются к органам власти, и, соответственно, периодически такое обучение тоже должно проводиться», - указал Артем Молчанов.

Во-первых, определяется вероятность возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Если за последние 3 года уже было совершенно нарушение или ФАС России выявила его признаки, уполномоченное подразделение осуществляет сбор сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства, составляет перечень незаконных действий отдельно по каждому нарушению и информацию о них.

Во-вторых, реализуется план мероприятий по профилактике нарушений, по итогам которого проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности.

«Такие мероприятия могут быть различными – от проведения рабочих совещаний до внедрения возможности направления от участников рынка и граждан замечаний на нормативные правовые документы органов власти. Для того чтобы оценить эффективность утверждена специальная методика, где содержится параметр доли сотрудников, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству. Уполномоченное подразделение может вести определенные «контрольные точки» и оценивать в течение года результаты мероприятий, и если необходимо, то корректировать их», - сказал Артем Молчанов.

Еще один необходимый элемент – это разработка Доклада об антимонопольном комплаенсе. В нем указаны результаты проведенной оценки рисков нарушений, а также итоги исполнения мероприятий по их снижению и достижение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о мерах по организации и его функционирования органах власти включается в Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, который ежегодно представляется на заседании Правительства РФ.