ОЛЕСЯ МИЛЬЧАКОВА: НЕСМОТРЯ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВАХ

О практике согласования сделок иностранных инвесторов рассказала представитель ФАС на конференции Право.ру

 

18 апреля 2019 года начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Олеся Мильчакова приняла участие в конференции «M & A: актуальные правовые вопросы».

Спикер обратила внимание участников, что под действие Закона № 57-ФЗ1 подпадает 47 видов деятельности, вне зависимости от стоимости активов или выручки приобретателя по сделке и стратегического общества, в том числе виды деятельности, являющиеся частью комплекса технологических и производственных процессов, в совокупности составляющих стратегический вид деятельности.

«Перечень стратегических видов деятельности, перечисленных в Законе № 57-ФЗ, является исчерпывающим. Однако в отдельных случаях мы можем рассматривать в качестве стратегического виды деятельности, не являющиеся таковыми напрямую, но входящие в состав технологических процессов – к примеру, деятельность по оказанию нефтесервисных услуг является составной частью деятельности по добыче нефти, таким образом, ФАС также относит ее к стратегическим», - сказала Олеся Мичалькова.

Она отметила, что в соответствии с Законом № 57-ФЗ иностранные компании обязаны раскрывать информацию о своих контролирующих лицах, бенефициарах и выгодоприобретателях антимонопольному органу. В противном случае законом установлен запрет на совершение сделок, влекущих установление контроля над стратегическим обществом со стороны иностранного государства или компаний.

Со слов представителя ФАС, согласие Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации можно условно разделить на предварительное и последующее. Первым согласовывается установление контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом и (или) приобретение имущества, стоимость которого составляет 25% и более % балансовой стоимости основных производственных средств стратегического общества. Вторым Правкомиссия согласовывает установление контроля, например, в связи с фактически произошедшим изменением соотношения голосов на общем собрании акционеров или приобретением иного гражданства.

«Некоторые граждане Российской Федерации в силу определенных обстоятельств прибегают к тому, чтобы получить иное гражданство. В этом случае они приобретают статус иностранного инвестора. Если гражданин России, контролирующий стратегическое общество, приобретает впоследствии иное гражданство и получает таким образом статус иностранного инвестора, ему следует в течение трех месяцев со дня получения иного гражданства подать ходатайство в ФАС России, чтобы вопрос о согласовании установления контроля над стратегическим обществом мог быть вынесен на Правкомиссию. В настоящее время подготовлены поправки в Закон № 57-ФЗ, где эта норма будет законодательно детализирована», - прокомментировала начальник Управления контроля иностранных инвестиций.

Олеся Мильчакова подчеркнула, что одобрение Правкомиссией сделки с возложением на иностранного инвестора обязательств действует как защита российских обществ от рисков давления санкций. Кроме безусловных обязательств существуют еще и дополнительно обсуждаемые условия, к примеру:

- Продолжать осуществлять деятельность в интересах российских компаний, с которыми у стратегического общества заключены договоры до совершения сделки иностранного инвестора;

- Не снижать объемы производства (поставок) товаров, работ, услуг, при наличии экономической и технологической возможности и другие.

«В случае невозможности выполнения указанных обязательств, в том числе в силу введения санкций, Правкомиссия вправе возложить на компанию обязательство вернуть приобретенные акции или имущество продавцу по сделке, либо передать их самому обществу или третьему лицу, согласованному с ФАС России», - заявила спикер.

Олеся Мильчакова также сообщила, что сделки, совершенные с нарушением Закона № 57-ФЗ, признаются ничтожными, и суды по иску антимонопольного органа применяют последствия недействительности такой сделки. В числе недавних примеров можно назвать дела по ООО «Братская рыба», ООО «Амурмедь», АО «Порт Пермь».

Сделки иностранных инвесторов в отношении российских компаний также регламентируются Законом № 160-ФЗ, в соответствии с которым2 иностранному инвестору (который является иностранным государством, международной организацией или организацией, находящейся под контролем указанных субъектов) необходимо перед совершением сделки подать ходатайство в антимонопольный орган в случае, если в результате такой сделки он приобретет более 25% акций (долей) российского нестратегического общества или иную возможность блокировать решения органов управления.

«Если общество - не стратегическое, то ходатайство возвращается заявителю и не выносится на Правкомиссию. В июле 2017 года появилась новая норма правового регулирования – по решению Председателя Правительственной комиссии любая сделка иностранного инвестора в отношении любого российского общества может быть вынесена на предварительное рассмотрение Правкомиссии. ФАС России, как проконкурентный орган, считает, что иностранные инвестиции – благо для российской экономики, поэтому статья 6 Закона № 160-ФЗ – норма не массового, а «эксклюзивного» применения», - заявила она.

В своем выступлении Олеся Мильчакова привела также статистику рассмотрения ходатайств по обоим законам и ответила на вопросы участников конференции.

«По результатам 2018 года сумма иностранных инвестиций в российские хозяйственные общества по сделкам, одобренным Правительственной комиссией, составила порядка 630 миллиардов рублей (сумма сделок и объем инвестиций в соответствии с бизнес-планами по развитию обществ), что на 40 % выше показателей 2017 года. Мы обращаем внимание на этот показатель, который говорит о том, что несмотря на санкционное давление и внешнюю политическую обстановку иностранные инвесторы заинтересованы в российских обществах», - заключила представитель ФАС.

Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 № 57-ФЗ

Статья 6 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»