АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ: НАМ УДАЛОСЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Этому способствовали наличие определенных руководством страны стратегических задач и согласованной последовательности действий

Об этом заместитель руководителя ФАС России сообщил 10 апреля 2019 года в ходе «XX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества», которая проходит в Высшей школе экономики.

В рамках сессии "Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках" он рассказал, что благодаря последовательной государственной политике удалось реализовать важнейшую стратегическую задачу – обеспечить продовольственную безопасность страны.

В настоящее время отечественный агропромышленный комплекс находится на следующем этапе развития – завоевании международных глобальных рынков. На это направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы и один из национальных проектов, который реализуется во исполнение «майского» Указа Президента РФ, – «Международная кооперация и экспорт». В проекте поставлена цель достичь объема экспорта продукции агропромышленного комплекса в 45 млрд долларов к 2024 году.

«Эта стратегическая цель требует использования множества взаимосвязанных решений и инструментов, в том числе в сфере финансирования АПК, и создания крупных многосторонних проектов. При этом нужно учитывать многообразные риски от объективных климатических рисков до политических, связанных с введением различных ограничительных режимов», – пояснил Андрей Цыганов.

«Когда мы говорим о задаче вхождения России в мировые продовольственные рынки, мы говорим не только о выходе конкретных товаров на этот рынок, но и о получении своей доли в добавочной стоимости в товарной цепочке для обеспечения расширенного воспроизводства российского агропромышленного комплекса. И чем дальше от поля или фермы, на котором товар был произведен, мы можем проследить его судьбу и повлиять на цену и каналы сбыта, тем лучше для российской экономики», – подчеркнул спикер.

По словам замглавы ФАС России, также одной из ключевых задач российского АПК является развитие инфраструктуры. Национальные проекты, над которыми ведется работа, направлены в том числе и на реализацию ее развития:

«Цель заключается в том, чтобы быстро и качественно собрать товарные партии того или иного продукта, быстро и дешево доставить его до места конечного потребления, обеспечив сохранность и рыночное ценообразование. И если мы говорим об экспорте, то товар должен безбарьерно двигаться не только внутри Российской Федерации, но и в рамках международных транспортных коридоров. Таким образом, проблема развития инфраструктуры и логистики приобретает интернациональный характер и интермодальную природу».

Говоря об уменьшении зависимости России от поведения мировых игроков, Андрей Цыганов отметил важность обеспечения российского АПК селекционным и генетическим материалом.

«До тех пор, пока он будет преимущественно закупаться за рубежом, ни о какой независимости и устойчивости проникновения на международные рынки отечественного агропромышленного сектора говорить не приходится, – сказал он. – Не зря задача сокращения зависимости российского АПК от иностранного материала была поставлена Президентом РФ в рамках Указа об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции. Значительная часть «дорожной карты»[1] как раз направлена на то, чтобы эту опасную проблему устранить».

Стоит отметить, что практические механизмы для ее решения создаются, в том числе, и при участии ВШЭ. Например, при помощи Центра технологического трансфера, чья деятельность по контролю за процессом передачи технологий была определена ФАС как одно из условий одобрения сделки по слиянию компаний «Байер» и «Монсанто».

Резюмируя свой доклад, Андрей Цыганов отметил, что в настоящий момент отечественные сельхозпроизводители в значительной мере зависимы от рыночной власти как тех, у кого они покупают все необходимое (удобрения, технологические решения и пр.) так и тех, кому они продают произведенные товары.

«Понятно, что необходимы определенные меры по консолидации и выравниванию рыночной силы и переговорной позиции российского агропромышленного комплекса и противостоящих ему торговых сетей и транснациональных компаний, и это является одной из важнейших наших задач, в том числе в рамках современной конкурентной политики», – подчеркнул он.

[1] План мероприятий (комплексная «дорожная карта») по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. N 1697-р