ФАС назвала топ-5 нарушений при госзакупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Федеральная антимонопольная служба выпустила пресс-релиз, в котором рассказала о пяти самых частых нарушениях, допускаемых госкомпаниями при осуществлении закупок.

1. Установление избыточных требований, например, о наличии у участника конкурса определенных ресурсов, конкретного оборудования и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки

Как отмечает замглавы ФАС Рачик Петросян, установление избыточных требований к подобным критериям приводит к существенному ограничению круга компаний, которые могут претендовать на победу в конкурсе. "Отсутствие какого-либо оборудования в собственности или небольшой штат сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор", - отметил он. Например, недавно ФАС выдала предписание об устранении подобного нарушения "Роснефти".

2. Установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника конкурса для доступа к закупке

Заказчик предъявил в качестве критерия допуска участника, требование о подтверждении опыта поставок инструментов. Комиссия ФАС пришла к выводу, что заказчик допустил нарушение закона "О защите конкуренции, ведь участник, готовый предложить наиболее выгодные условия лишается возможности участия в такой закупке.

3. Запрос заказчиком на свое усмотрение документов, не представленных в составе заявки.

"Такие запросы информации несут в себе коррупционные риски, так как могут осуществляться не равной степени в отношении всех участников закупки, а также привести к необоснованным отклонениям участников закупок", - пояснил Петросян.

4. Установление ограничений на привлечение субподрядчиков.

"В редких случаях заказчик вправе требовать самостоятельного исполнения договора. Как правило установление такого запрета является прямым вмешательством в деятельность исполнителя, который самостоятельно несёт ответственность за исполнение договора перед заказчиком", - отметили в службе.

5. Установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, в которых возможно получение банковской гарантии для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору.

Произвольное определение банков, в которых может быть получена гарантия, ФАСсчитает необоснованным и неправомерным - ведь это ограничивает права участников закупки. Петросян отметил, что заказчик может установить определенные требования к банкам, но не давать конкретные указания.