Решение по жалобе ООО "МосХимГрупп" на действия заказчика - ГУП РМ "Лисма"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                         г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» декабря  2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее также - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления – <…>;

Члены Комиссии:

<…>.,

в присутствии: от заявителя – ООО «МосХимГрупп» - <…> (доверенность № б/н от 09.12.2016 г.); от заказчика – ГУП РМ «Лисма» – <…> (доверенность № 93-2016/юр от 19.12.2016 г.), <…> (доверенность № 47-2016/юр от 05.07.2016 г.),

рассмотрев жалобу ООО «МосХимГрупп»  (вх. № 5850 от 13.12.2016 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее также - Мордовское УФАС России) в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), поступила жалоба ООО «МосХимГрупп» (далее также – Заявитель) (вх. № 5850 от 13.12.2016 г.) на действия заказчика – Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» (далее также – ГУП РМ «Лисма», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку кислоты борной (извещение №31604332180) (далее также – запрос предложений).

Из жалобы ООО «МосХимГрупп» следует, что Заявитель 23.11.2016 г. подал заявку на участие в запросе предложений. Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 31604332180-2 от 28.11.2016 г. (далее также – Протокол рассмотрения заявок) Заявителю было отказано в допуске к участию в запросе предложений, что по мнению Заявителя является незаконным.

Как следует из жалобы ООО «МосХимГрупп», Заказчик отказавшись от проведения Запроса предложений, в нарушение пункта 11 Документации на проведение запроса предложений не разместил в установленный срок сведения об отказе на официальном сайте в сети Интернет.

Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявок запрос предложений признан несостоявшимся. Заявитель считает признание запроса предложений несостоявшимся незаконным в нарушение пункта 9.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РМ «Лисма» (утв. Приказом №139 от 26.03.2012 г.).

Заказчик представил возражение на жалобу (исх. № 341/4804 от 19.12.2016 г.), которым не согласился с доводами Заявителя и обосновал это тем, что Заявителю было отказано в участии в запросе предложения, поскольку им не были соблюдены требования пункта 11 Информационной карты, а именно: в пояснительной записке не был указан срок исполнения договора.

Заказчик указывает, что при проведении запроса предложений руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РМ «Лисма», утвержденным Приказом №139 от 26.03.2012 г., изложенным в новой редакции (Приказ № 44 от 29.01.2016 г.) (далее также – Положение о закупках).

Запрос предложений был признан несостоявшимся согласно пункту 6.4.5 данного Положения. Заказчик указывает, что не отказывался от проведения запроса предложений, и по результатам проведения был заключен Договор поставки продукции №16/001108 от 01.12.2016 г.

 

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как видно из представленных документов, 16.11.2016 г. Заказчиком на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru/ (далее также  – официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса предложений  № 31604332180.

Согласно пункту 11 Информационной карты Документации по проведению запроса предложений участник открытого запроса предложений должен подготовить заявку, состоящую из:

- заявки на участие в запросе предложений (по форме согласно Приложение №1);

- пояснительной записки, содержащей информацию о функциональных, качественных и количественных характеристиках выполнения работ, сроках исполнения договора, гарантиях качества выполненных работ (Приложение №3);

-  анкеты (Приложение №2);

- документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Участника - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность), в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени Участника без доверенности. В случае если от имени Участника закупки действует лицо по доверенности, заявка на участие в процедуре закупки должна содержать данную доверенность, заверенную печатью Участника (при наличии) и подписанную от имени Участника лицом или лицами, которому(-ым) в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица предоставлено право подписи доверенностей, либо нотариально удостоверенную копию такой доверенности (легализованную копию такой доверенности или копию с проставленным на ней апостилем - для иностранных лиц). В случае если указанная доверенность выдана в порядке передоверия, представляется также основная доверенность, на основании которой выдана доверенность в порядке передоверия (или ее надлежащим образом засвидетельствованная копия);

-полученной не ранее чем за три месяца до дня подачи заявки на участие в процедуре закупки выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально удостоверенная копия такой выписки (для юридического лица);  полученной не ранее чем за три месяца до дня подачи заявки на участие в процедуре закупки выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально удостоверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документа, удостоверяющего личность (для иных физических лиц); надлежащим образом засвидетельствованной выписки (или ее надлежащим образом засвидетельствованной копии) из торгового реестра страны учреждения иностранного юридического лица с надлежащим образом засвидетельствованным переводом на русский язык, полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявки на участие в процедуре закупки; надлежащим образом засвидетельствованного документа (или его надлежащим образом засвидетельствованной копии) о регистрации иностранного физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства с надлежащим образом засвидетельствованным переводом на русский язык, полученного не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявки на участие в процедуре закупки (для иностранного юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- копии учредительных документов (для юридических лиц);

- подтверждения участника закупочной процедуры наличия согласия на обработку персональных данных и направления уведомлений об осуществлении обработки персональных данных или согласия участника закупки (физического лица) на обработку персональных данных (Приложение №6);

- копии решения об одобрении или о совершении крупной сделки/сделки с заинтересованностью в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации/законодательством иностранного государства. В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в процедуре закупки для Участника невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Участника порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении соответствующих сделок, Участник обязан представить письмо, содержащее обязательство Участника представить вышеуказанное решение до момента заключения договора в случае принятия комиссией по закупкам решения о заключении с ним договора по результатам процедуры закупки.

Согласно пункту 6.2.2 Положения о закупках заявка на участие в запросе предложений должна содержать документы и сведения, указанные в настоящем Положении и в документации запроса предложений.

Согласно пункту 6.4.3 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений комиссией по закупкам принимается решение о допуске к участию в запросе предложений Участника или об отказе в допуске такому Участнику к участию по основаниям, предусмотренным в настоящем Положении и документации запроса предложений.

Согласно пункту 2.1.6 Положения о закупках несоответствие Участника требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке, является основанием для отказа Участнику в допуске к участию в процедуре закупки.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок  ООО «МосХимГрупп» было отказано в допуске к участию в запросе предложений, поскольку участником не были соблюдены требования пункта 11 Информационной карты, а именно: в пояснительной записке не был указан срок исполнения договора.

Мордовское УФАС России  проанализировав материалы жалобы установило, что в пояснительной записке ООО «МосХимГрупп» в нарушение требований пункта 11 Информационной карты не указало срок исполнения договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя о незаконном отказе в допуске к участию в запросе предложений.

Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на неправомерность Заказчиком признания запроса предложений несостоявшимся, так как это не предусмотрено Положением о закупках.

Вместе с тем установлено, что Заказчик при проведении запроса предложений руководствовался Положением о закупках, утвержденным Приказом № 139 от 26.03.2012 г.

На основании приказа № 44 от 29 января 2016г. Положение о закупках было утверждено в новой редакции.

В силу требований части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) 1 февраля 2016 г. в Единой информаци­онной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком была размещена указанная редакция Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 6.2.12 Положения о закупках в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений либо подана одна заявка на участие в запросе предложений, Заказчик вправе продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений не менее чем на три рабочих дня и в течение одного рабочего дня со дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений разместить в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок, либо признать запрос предложений несостоявшимся.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений № 31604332180-1 (далее также – Протокол вскрытия конвертов) на участие в запросе предложений поступило четыре заявки: № 1 – ООО «Предприятие Химпродукция XXI», № 2 – ООО «Метахимсервис», № 3 – ООО «Компания ХимКо», № 4 – ООО «МосХимГрупп».

Согласно Протоколу рассмотрения заявок к участию в запросе предложений был допущен один участник (ООО «Компания ХимКо»), запрос предложений был признан несостоявшимся.

На заседании Комиссии было установлено и подтверждено Заявителем, что Заявитель в своей жалобе ссылается на Положение о закупках без учета изменений, внесенных Приказом № 49 от 29.01.2016 г.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае у Заказчика имелась возможность для признания запроса предложений несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 6.4.6 Положения в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся и только один Участник, подавший заявку на участие в запросе предложений, признан Участником запроса предложений, Заказчик вправе заключить договор с единственным Участником запроса предложений на условиях исполнения договора, предложенных таким Участником в заявке на участие в запросе предложений.

В соответствии с указанным положением между Заказчиком и ООО «Компания ХимКо» был заключен Договор поставки продукции № 16/001108 от 01.12.2016 г.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя об отказе от проведения запроса предложений и неразмещении сведений об отказе в установленный срок.  

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Соответственно, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.

Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Протокол вскрытия конвертов от 28.11.2016 г. и протокол рассмотрения заявок 28.11.2016 г. размещены Заказчиком на официальном сайте единым файлом 02.12.2016 г.

Таким образом, Заказчиком не соблюдены сроки для размещения протоколов на официальном сайте, предусмотренные Законом о закупках.

 

Кроме того, Комиссией установлено, что Договор поставки продукции № 16/001108 заключен Заказчиком с ООО «Компания ХимКо» 01.12.2016 г.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупки, регламентированно допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с этим, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России,  руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МосХимГрупп»  (вх. № 5850 от 13.12.2016 г.) необоснованной.
  2. Признать действия заказчика – ГУП РМ «Лисма», выразившиеся в размещении протоколов на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ с нарушением срока, нарушением пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  3. Признать действия заказчика – ГУП РМ «Лисма», выразившиеся в не установлении в Положении о закупках минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупки, нарушением части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Выдать заказчику – ГУП РМ «Лисма» обязательное для исполнения предписание.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>  

                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                       <…><…><…><…><…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.