Решение по жалобе ФЛ на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

15.08.2016 г.                                                                                            г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» августа 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» августа 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <…>,

члены Комиссии: <…>

в присутствии <…> – представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия по доверенности (доверенность № 4819 от 12.08.2016), <…>– представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия по доверенности (доверенность № 4464 от 28.07.2016,

            рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу <…> на действия организатора торгов – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ при проведении открытого аукциона № 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1 (лот № 6),

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <…> (далее также – гр. <…>., Заявитель) на действия организатора торгов – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ (далее также – ТУ Росимущества в РМ, Организатор торгов) при проведении открытого аукциона № 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1 (лот № 6).

   В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральнымзаконом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 17 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.

 

Из жалобы гр.<…>. следует, что 12.07.2016 ТУ Росимущества в РМ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона
№ 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1
(лот № 6). При этом в нарушение требований части 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном извещении отсутствует информация о форме проведения аукциона и об условиях заключения договора с лицом, выигравшим торги.

Также Заявитель указывает на нарушение Организатором торгов пункта 3 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в соответствии с которым если соглашение о приобретении имущества залогодержателем, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги.

В соответствии с извещением № 220416/2854351/01, опубликованным на сайте www.torgi.gov.ru, первые торги, проведенные 16.05.2016, были признаны несостоявшимися, а повторные торги были назначены лишь на 08.08.2016.

Кроме того, согласно заявлению гр. <…>, в соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее также – Методические рекомендации), извещение о проведении торгов должно содержать сведения о реквизитах счета. Однако в реквизитах, указанных в извещении от 12.07.2016 г. не содержатся данные о КБК, назначении платежа. Эти данные в соответствии с Приложением 1 Положения Центрального Банка России от 19 июня
2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» являются обязательными для оформления платежного поручения, значит сведения о реквизитах, указанные в извещении, не дают возможность оплатить задаток для участия в торгах.

В общей справочной информации, которая выставлена на сайте www.torgi.gov.ru указано, что заключение договоров задатка, прием заявок, ознакомление с формами документов и с предметом торгов (документами на него) осуществляется в рабочие дни с 15.00 до 17.00. Отсюда следует, что общая продолжительность приема заявок составляет 2 часа. Согласно абзацу 2 пункта 7.1 Методических рекомендаций общая продолжительность срока приема заявок должна быть не менее 6 часов в день. Данные сведения дают основание полагать, что ТУ Росимущества в Республике Мордовия нарушена продолжительность срока приема заявок, что также ущемляет права и законные интересы лиц, желающих подать заявки на участие в данных торгах. Также должно быть указано, что сведения о задатке являются публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ, а в извещении
№ 120716/2854351/01 не указано, что данные сведения «не являются публичной офертой».

ТУ Росимущества в РМ, не согласившись с доводами Заявителя, представило в Мордовское УФАС России объяснения от 11.08.2016 № 4816 (вх. № 3994 от 11.08.2016), дополнения к объяснениям от 12.08.2016 № 4822 (вх. № 3998 от 12.08.2016), из которых следует, что срок и условия признания победителем торгов и заключения договора купли-продажи содержатся в информационном сообщении о реализации арестованного имущества, опубликованном в газете «Известия Мордовии» № 74 от 12.07.2016 (далее – информационное сообщение от 12.07.2016), а также размещены на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом http://www.rosim.ru, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торговwww.torgi.gov.ru.

В связи с тем, что задаток и остаток стоимости приобретаемого имущества не предназначен для пополнения бюджета, в соответствии с главой 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации код бюджетной классификации (КБК) указан в информационном сообщении от 12.07.2016 г. как «0».

В соответствии со статьями 448, 449.1 ГК РФ, статьей 90 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», торги по реализации арестованного имущества осуществляются в виде аукциона (открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене имущества), без ограничения в допуске лиц, желающих принять участие в торгах, данная информация указана в пункте 1.3 информационного сообщения от 12.07.2016 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 437 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. В информационном сообщении от 12.07.2016 г. содержатся четкие требования и условия для заключения договора о задатке с указанием существенных условий договора, которые по сути и содержанию не являются публичной офертой.

Ссылка Заявителя на Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 11 апреля 2014 г., является, по мнению ТУ Росимущества в РМ, некорректной по следующим основаниям.

Методические рекомендации были разработаны в соответствии с Порядком взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 г. № 347/149, который утратил силу в связи заключением Соглашения от 30 апреля 2015 г. N 0001/13/01-12/65 о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Таким образом, по мнению ТУ Росимущества по РМ, в настоящее время Методические рекомендации не действуют, а ранее они являлись лишь внутренним (локальным) документом рекомендательного характера, а не нормативным правовым актом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не относится к государственным органам, обладающим полномочиями по изданию нормативных правовых актов. Кроме того, Методические рекомендации не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не были опубликованы в установленном порядке, предусмотренном Указом Президента от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». С учетом методическо-рекомендательного характера данные методические рекомендации применялись ТУ Росимущества в РМ в виде справочного материала.

В настоящее время реализация имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляется ТУ Росимущества в РМ в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон № 229-ФЗ), Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее также – Закон № 102-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции») и другими.

Относительно времени и сроков приема заявлений на заключение договоров задатка, заявок на торги ТУ Росимущества в РМ поясняет следующее.

Указанные в извещении время и срок являются разумными и достаточными для приема заявлений на заключение договоров задатка, заявок на торги. При отсутствии законодательно установленного срока приема заявок, данный срок, по мнению ТУ Росимущества в РМ, был правомерно определен Организатором торгов.

Исследовав жалобу, приложенные к ней материалы, объяснения, представленные Организатором торгов, выслушав представителей ТУ Росимущества в РМ, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

При этом согласно части 2 статьи 90 Закона № 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 11 апреля 2014 г., не являются документом, зарегистрированным в установленном законом порядке, официально опубликованным и являющимся обязательным для исполнения.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что несоблюдение ТУ Росимущества в РМ требований пункта 6.2, абзаца 2 пункта 7.1 Методических рекомендаций, на что указано в жалобе гр. Айнутдинова А.Р., не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Согласно части 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Извещение о проведении открытого аукциона № 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1 (лот № 6) опубликовано ТУ Росимущества в РМ с соблюдением сроков, установленных частью 2 статьи 448 ГК РФ.

Доводы Заявителя об отсутствии в извещении № 120716/2854351/01 информации о форме проведения аукциона и об условиях заключения договора с лицом, выигравшим торги, в ходе рассмотрения жалобы не нашли своего подтверждения. Комиссией установлено, что извещение № 120716/2854351/01 в полном объеме соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 448 ГК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 92 Закона № 229-ФЗ, частью 3 статьи 58 Закона № 102-ФЗ в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Открытый аукцион № 120716/2854351/01, извещение о проведении которого было опубликовано ТУ Росимущества в РМ 12.07.2016, является повторным. Первые торги (извещение № 220416/2854351/01) были признаны несостоявшимися 16.05.2016. Учитывая изложенное, Организатором торгов нарушены требования части 1 статьи 92 Закона № 229-ФЗ, части 3 статьи 58 Закона № 102-ФЗ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя о нарушении ТУ Росимущества РМ сроков реализации имущества должника, установленных частью 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», частью 3 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998
№ 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Вместе с тем, Комиссия не усматривает целесообразности выдачи ТУ Росимущества в РМ предписания об устранении нарушения требований части 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 3 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ввиду того, что выдача такого предписания не устранит нарушение действующего законодательства и будет способствовать дальнейшему затягиванию срока реализации арестованного имущества.

В ходе рассмотрения жалобы гр. <…> также установлено следующее.

Согласно части 18 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Между тем, ТУ Росимущества в РМ в нарушение требований части 18 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» после получения уведомления Мордовского УФАС России от 04.08.2016 № 1475 торги № 120716/2854351/01 приостановлены не были. 05.08.2016 Организатором торгов составлен протокол № ПЗ-1/2016 заседания комиссии по проведению торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, заложенного, бесхозяйственного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, об окончании приема и регистрации заявок и о признании претендентов участниками торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ТУ Росимущества в РМ предписания об устранении нарушения части 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <…> обоснованной.

2. Признать действия организатора открытого аукциона № 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия,
г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1 (лот № 6) нарушением части 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 3 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998
№ 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

3. Признать действия организатора открытого аукциона № 120716/2854351/01 по продаже квартиры общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия,
г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1 (лот № 6), выразившиеся в составлении протокола от 05.08.2016 № ПЗ-1/2016 заседания комиссии по проведению торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, заложенного, бесхозяйственного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, об окончании приема и регистрации заявок и о признании претендентов участниками торгов (открытый аукцион № 120716/2854351/01) по лоту № 6 (квартира общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1) нарушением части 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства путем отмены протокола от 05.08.2016 № ПЗ-1/2016 заседания комиссии по проведению торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, заложенного, бесхозяйственного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, об окончании приема и регистрации заявок и о признании претендентов участниками торгов по лоту № 6 (квартира общей площадью 62,2 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Осипенко, д. 33, кв. 1).

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                        <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.