КИР выйдет в мир

ФАС России уже неоднократно заявляла о необходимости развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. С этой целью была разработана система коммерческой инфраструктуры рынка (КИР), в рамках которой создаются все новые проекты, позволяющие участникам перевозочного процесса предлагать свои услуги в упрощенном режиме. О том, какие это будут проекты и как КИР будет развиваться дальше, РЖД-Партнеру рассказал заместитель начальника управления антимонопольного контроля транспорта и связи ведомства Евгений Реутов.



– Евгений Владимирович, в рамках КИР уже функционируют два модуля, планируются ли подобные разработки в дальнейшем?

– На сегодняшний день в рамках программы развития коммерческой инфраструктуры рынка действует уже два модуля: «Купля-продажа деталей грузовых вагонов» и «Временное размещение вагонов на подъездных путях необщего пользования». В дальнейшем мы планируем запустить целый ряд модулей. А именно: по разработке и применению сквозной ставки на перевозку, по предоставлению подвижного состава под погрузку, услуги терминалов и предприятий ППЖТ, услуги промывочно-пропарочных станций, продажа ниток графика, деятельность вагоноремонтных предприятий, а также предоставление под погрузку и продажа контейнеров.

На следующий год запланирован запуск модуля по продаже грузовых вагонов на открытых торгах. Но точный срок запуска пока сложно назвать, потому что это достаточно непростой проект.

– А в чем заключаются сложности?

– Это сложности технологического и технического характера. Мы ведь хотим создать не просто электронную доску объявлений, а реальный механизм, позволяющий каждому участнику перевозочного процесса достигать своих целей по установлению цены. Для чего внедряется такой механизм, как двойной (встречный) аукцион. Это влечет некоторые сложности, поскольку необходимо формирование электронной торговой площадки или же электронной биржи, что требует определенных затрат. Сейчас данным вопросом вплотную занимается специальная рабочая группа, которая руководит процессом и реализует всю практическую составляющую.

Хочу отметить, что это будет полноценный продукт, предусматривающий формирование электронной цифровой подписи, реестра недобросовестных поставщиков, страхование и множество других факторов, чтобы при заключении договора была гарантия его исполнения, а также предусмотрены все риски в случае его неисполнения.

– Вы озвучили планы по созданию достаточно внушительного числа модулей. Каким образом выбирается их специализация?

– Она складывается из двух факторов: потребность рынка и возможность практической реализации того или иного модуля. Основой является, конечно, потребность рынка.

Создав модуль «Купля-продажа деталей грузовых вагонов», мы абсолютно случайно вышли на рынок лома. В принципе, при разработке модуль больше был направлен на операторов подвижного состава, чтобы они могли эффективно реализовать неремонтопригодные детали. Но, когда мы зашли на этот рынок, оказалось, что такая разработка интересна и ломозаготовителям. На прошлой конференции «Грузоперевозки и логистика на рынке лома» даже была высказана позиция включить в этот модуль такой сегмент, как масла. И если мы увидим заинтересованность в этом, то он обязательно будет включен.

– Есть ли определенные сроки реализации перечисленных модулей?

– У нас имеется дорожная карта, в которой прописаны сроки ввода в действие того или иного модуля, но они, скорее, ориентировочные. Мы будем настраиваться на эти даты, но в силу сложившейся экономической ситуации определенное смещение тоже возможно.

– Будут ли разработаны подобные модули и для других видов транспорта?

– В процессе применения механизмов КИР мы пришли к выводу о необходимости перенесения их на все виды транспорта. По сути, мы создаем коммерческую инфраструктуру транспортных рынков, просто решено было начать с железной дороги в силу ее масштабности. Но если брать другие виды транспорта, то с учетом выработанных механизмов применить такую систему на них будет проще.

Стоит отметить, что система КИР может применяться в рамках не только Российской Федерации, но и всего Единого экономического пространства.

Проанализировав посещаемость КИР и ее отдельных модулей, мы увидели интерес и со стороны представителей ближнего зарубежья. И я думаю, что с процессом реализации нашей модели мы выйдем на большее пространство.