Цена низкая, но своя

Крупнейшие розничные сети из Ассоциации компаний розничной торговли(АКОРТ, в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента» и др.) договорились, как бороться с ростом цен и давлением чиновников. АКОРТ направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект соглашения, фиксирующего розничные цены на социально значимые продукты, рассказали «Ведомостям» три ритейлера, участвовавших в подготовке документа. Сети страхуются от обвинений в сговоре, говорит один из них, как только ФАС одобрит соглашение, цены будут заморожены на два месяца. Сомнений, что ФАС согласует предложения, у АКОРТ нет, говорит один из ритейлеров. ФАС положительно относится к инициативе АКОРТ, подтвердил замруководителя службы Андрей Кашеваров, ассоциация получит ответ в ближайшие дни.

 

 

В проекте соглашения нет жесткого списка продуктов, на которые цены будут зафиксированы, говорят два ритейлера, знакомых с ходом подготовки документа. «Сетям предложено отталкиваться от списка социально значимых товаров и самостоятельно формировать корзину», — говорит сотрудник одной из розничных компаний.

 

К социально значимым относятся два десятка продуктов: говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки и т. д.

 

Пока ритейлеры замораживают цены в одностороннем порядке, говорят собеседники «Ведомостей», но готовы фиксировать цены и по соглашению с поставщиками.

 

Резкий рост цен в конце 2014 г. привел в магазины прокурорские проверки, а вице-премьер Аркадий Дворковичпредупреждал, что правительство может взяться за регулирование цен на продовольствие.

 

Замораживание розничных цен одновременно всеми крупнейшими сетями может пройти без существенных потерь для них.

 

На социально значимые товары у ритейлеров и так минимальные наценки, напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

 

«Доходность сетей формировали покупки сверх минимальной потребительской корзины — более маржинальных товаров», — объясняет Колупаева, а кроме того, социально значимы определенные товарные наименования, а не товары. «Покупатели более маржинальных продуктов будут “субсидировать” социально незащищенные слои населения, — продолжает аналитик. — В 2009 г. замораживание цен, инициированное государством, привело к отложенному росту потребительских цен. Сейчас сети идут на замораживание добровольно, вероятно, они смогут удержать сбалансированную ценовую политику». А риски, что сети столкнутся с новым резким скачком цен поставщиков, ниже, чем в конце 2014 г., говорит она: ситуация стабилизировалась.

 

О замораживании цен уже объявили несколько крупнейших розничных сетей: Metro Cash & Carry, «Дикси», Globus, «О’кей» и др. Например, «Дикси» зафиксировала на месяц розничные цены на «базовый продуктовый набор»: гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, замороженную рыбу и пельмени. Еще на 13 наиболее востребованных товаров — сахар, соль, некоторые виды круп, муки, масла и куриные яйца — ритейлер пообещал держать наценку в пределах 15%.

 

С начала года розничные сети активно заключают соглашения о фиксировании розничных цен или наценок и с регионами. В подобных договоренностях могут быть признаки нарушения закона о конкуренции, сообщили в пресс-службе ФАС, но закон допускает некоторые согласованные действия — например, в случае получения покупателями преимуществ, соразмерных выгодам, полученным хозяйствующими субъектами от таких действий.