ЦЕНЫ НА ГОРЮЧЕЕ В РЕЗЕРВЕ ПРИВЯЖУТ К МИРОВЫМ

резерва нефтепродуктов, рассказал «Известиям» источник в ведомстве. Под дефицитом теперь понимается снижение запаса определенного вида топлива в отдельно взятом регионе ниже 7-дневного (до этого распечатывать резерв предлагалось уже после снижения запасов ниже 14-дневной отметки). Кроме того, цену закупки топлива в резерв привязали к котировкам в порту Роттердама.

Это уже вторая попытка Министерства энергетики подготовить проект постановления правительства «О мерах стабилизации рынка нефтепродуктов». Первый вариант документа получил отрицательные заключения Министерства экономического развития (Минэкономразвития) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС ) - и после совещания у замруководителя аппарата правительства Дмитрия Рыжкова 23 сентября его вернули на доработку, рассказал информированный источник в Минэнерго.


После этого проект серьезно обновили. Кроме снижения требований к глубине запасов топлива в регионах закупочные цены теперь рассчитываются как net back котировок на топливо в порту Роттердама (от тамошней цены отнимаются стоимость доставки до Московского НПЗ «Газпром нефти» и экспортная пошлина). Считать это должны будут ценовые агентства - СТС для бензина и солярки, а Argus Media - для авиакеросина.


Есть и другие изменения. Для ликвидации дефицита продавать нефтепродукты будут на открытых торгах. Участвовать в них смогут розничные продавцы топлива в соответствующем регионе. Минимальный лот будет 20 т. А минимальная цена будет определяться как цена закупки плюс расходы «Роснефтегаза» (госкомпания - оператор резерва).


Значительно расширят возможности «Роснефтегаза» по управлению резервом. Компания сможет свободно замещать (т.е. продавать старое топливо и покупать новое), если это нужно для поддержания работоспособности запасов.


Другие принципы работы коммерческого резерва остались без изменений. Предполагается, что объем резерва на год будет определять правительство, а постоянная рабочая группа при правительстве - номенклатуру, объем и цену приобретения и хранения на каждый месяц. Закупать топливо «Роснефтегаз» должен за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетного финансирования. Для ускорения реагирования созданные запасы распределят между регионами.

Резерв предлагается формировать в «низкий» сезон, закупив в него 2 млн т зимнего дизельного топлива. Летом закупать зимнюю солярку, а зимой - бензин. Продавать запасы будут в тех краях и областях, где начинает ощущаться нехватка топлива. Например, как в Алтайской крае в конце апреля 2011 года, когда за несколько дней продавать 92-й бензин прекратили почти все АЗС.


Но заручиться согласием Минэкономразвития и ФАС и во второй раз не получилось, уточнил собеседник в Министерстве энергетики. Экономическое ведомство настаивает на том, что с дефицитом топлива лучше бороться, используя уже существующую систему Росрезерва (стратегический резерв). А вот закупка большого количества топлива «Роснефтегазом» сама по себе может вызвать рост цен и возникновение дефицита, отмечают там.


Антимонопольное ведомство сомневается, что в проекте постановления проработаны все детали будущего применения документа. Например, нет отсыла на методы определения объемов закупок топлива в резерв и технологии хранения. Не учтена ситуация, когда на рынке просто не окажется нужного для закупки в резерв объема топлива, считают в ФАС.


Документ прошел почти все стадии согласования и сейчас находится в Минюсте (последний этап перед внесением в правительство), заявили в пресс-службе Минэнерго.


- Обсуждается три варианта: создания системы резервирования на основе существующего государственного запаса или новой коммерческой системы либо того и другого одновременно. Проблема в том, что Росрезерв пока не работает достаточно оперативно, чтобы ликвидировать возникающие локальные дефициты топлива, - рассказал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.


Минэкономразвития не смогло оперативно предоставить комментарий.


Создать резерв нефтепродуктов было поручено 8 июля на совещании, которое премьер Владимир Путин провел в городе Кириши. А сама идея такого запаса возникла после случившегося в конце апреля дефицита на АЗС сначала в Алтайском крае, а потом и во многих других районах страны.