Чиновники смогут сами раздавать льготы компаниям

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет разрешить чиновникам выдавать преференции компаниям без получения специального разрешения. Либерализация коснется только социально значимых отраслей - спорта, здравоохранения и науки. Такие поправки ко второму чтению в "третий антимонопольный пакет" будут рассмотрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 7 ноября.


Сейчас налоговые или таможенные льготы, а также другие преференции от государства можно получить только после одобрения заявки со стороны ФАС. Как рассказал "Известиям" начальник правового управления ведомства Сергей Пузыревский, ко второму чтению служба подготовила поправки для облегчения этой процедуры. Государственные и муниципальные преференции смогут выдавать органы исполнительной власти без утверждения заявки у антимонопольщиков.


Для получения льгот необходимо будет лишь прислать уведомление об их выдаче компании.


- Вместо предварительного согласования с антимонопольным органом [предлагаем] ввести уведомительный порядок, тем самым обеспечить контроль за его соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, а не выступать лицом, принимающим решение о предоставлении преференций, - говорит Пузыревский.


Условия, при которых компания может получить льготы, будут определяться законом, а чиновники будут проверять, соответствует ли конкретная ситуация требованиям.


"Мы сталкиваемся со случаями, что и сейчас никто не обращается по поводу согласования с антимонопольным органом, сами предоставляют, а потом нам приходится разбираться постфактум с такими случаями", - говорит Пузыревский.


- Опасность, как всегда, у нас одна - это увеличение коррупции. По логике в нормальной системе, где уровень коррумпированности исполнительных органов низкий, это правильно, но в нашей ситуации любая избирательность воспринимается как "кормушка", - говорит вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин, - Насколько сильными будут наказания за нарушения, зависит от того, насколько решение будет правильным, само по себе оно верное.


Как говорит Ростислав Мурзагулов, заместитель гендиректора ОАО "Курорты Северного Кавказа", которое сейчас строит горнолыжный кластер на Кавказе совместно с иностранными компаниями, инвесторы готовы вкладываться в спорт, туризм, но просят понятных правил игры. "Очевидно, что эти отрасли не могут приносить тех денег, которые приносят сырьевые сферы, и, конечно, условия функционирования им нужно предоставлять другие. Тогда инвестиции придут", - отмечает он.


В ФАС считают, что либерализация получения льгот для компаний из социально значимых сфер не приведет к увеличению коррупции. Еще в 2009 году за антимонопольные нарушения ввели дисквалификацию, а за коррупцию можно получить уголовное наказание.


Поправки должны были одобрить 2 ноября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но, как пояснил Пузыревский, утверждение отложено до следующего заседания 7 ноября. На прошедшей встрече были обсуждены разногласия по поправкам в "третий антимонопольный пакет" ко второму чтению. Нерешенные вопросы у ФАС остались с Минэкономразвития, Минэнерго и Федеральной службой по тарифам. Они касались ограничений по "вертикальным" соглашениям (между продавцами и покупателями).


- Разногласия касаются того, следует ли относить или не относить к вертикальным соглашениям агентский договор, распространять некоторые запреты для вертикальных соглашений на компании с долей рынка более 20% или на всех, - рассказывает Пузыревский.


В Минэкономразвития пояснили, что считают необходимым ограничивать вертикальные договоры только для компаний с долей рынка более 20%. ФАС же придерживается позиции, что запрет должен коснуться всех. В Минэкономразвития также считают, что в "третьем антимонопольном пакете" необходимо прописать, что антиконкурентные соглашения не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности. В ФАС, напротив, считают, что такая оговорка не нужна, будет вводить путаницу в вопросы исключительных прав.


Дискуссию вызвал и вопрос "торговой политики" компаний. ФАС поддержала предложения других ведомств и изменила термин на принципы "торговой практики".


- "Торговая политика" - термин для внешнеэкономической деятельности, чтобы не было путаницы, мы просто переименовали его в "правила торговой практики", - говорит Пузыревский, - Теперь правила торговой практики по предписанию антимонопольного органа должны публиковаться, но согласовывать их компании не должны. А если не соблюдаются такие правила или противоречат антимонопольному законодательству, то за это компания будет наказана.


Изначально планировалось, что принципы торговой практики компании должны были утверждать у антимонопольщиков. Минэкономразвития выступило против, и согласование было решено отменить.

"Третий антимонопольный пакет" проходит согласование уже два года. Он был написан, по словам главы ведомства Игоря Артемьева, для подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития. Второе чтение документа намечено на 17 ноября.




***

Изначально планировалось, что принципы торговой практики компании должны были утверждать у антимонополыциков. Минэкономразвития выступило против, и согласование было решено отменить.