Гипермаркеты заплатят за дискриминацию рыбаков

Первый вице-премьер России Виктор Зубков возмутился, что средняя розничная цена на мороженую рыбу превышает отпускную в 3-4 раза. При этом прибыль посредников составляет, по его словам, более 70%. В итоге ФАС было дано три месяца на то, чтобы найти виновных. Одним из них, по всей видимости, станет розничная сеть Metro Cash&Carry.


В ФАС признают, что самую большую наценку в цепочке, которую проходит рыбная продукция от рыбака до магазина, устанавливают серые посредники. На них, по данным ведомства, приходится в среднем 46% стоимости в структуре цены на рыбу (то есть их доход в среднем составляет 109 рублей на 1 килограмм рыбы). Причём проблема в том, что эти посредники никакой добавленной стоимости к финальному продукту не производят. "Это не реальные посредники, это посредники в деньгах, а не в товаре", - заявлял замруководителя ФАС Андрей Цариковский. На торговые сети, по подсчётам ФАС, приходится лишь 20% стоимости рыбы. Казалось бы, суммы вполне сопоставимые со всеми правилами и законами о торговле. Однако поручение первого вице-премьера не шутка, поэтому ФАС ринулась искать любые зацепки.


В итоге выяснилось, что Metro устанавливала цену договора о возмездном оказании услуг в зависимости от товарооборота. А это является нарушением закона. "Мы считаем, что это дискриминационные условия", - сказала начальник отдела торговли и непроизводственных услуг ФАС России Екатерина Урюкина. Позже выяснилось, что под услугами, за которые Metro берёт деньги, подразумеваются рекламные акции товаров в торговых сетях. Тем не менее, если будет доказано, что Metro нарушала законодательство, административный штраф за создание дискриминационных условий может достичь 5 млн рублей.


В Росрыболовстве считают, что ФАС или ищет не там, или просто не может найти виновных. По словам представителя ведомства Александра Савельева, общий объём рыбного рынка в России достигает 508 млрд рублей. При этом рыбакам из этой суммы достаётся лишь пятая часть - около 108 млрд рублей. Всё остальное распределяется между теми, кто стоит в цепочке от причала до прилавка: это и транспортировщики, и холодильщики, и продавцы.


Найти и всё-таки наказать будет сложно: все концы уходят в воду. Сами представители рынка утверждают, что никаких серых посредников в отрасли вообще нет. Так, некоторые компании - переработчики рыбы говорят, что работают с торговыми сетями напрямую.