ФАС России: О размещении заказа на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитально строительства

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Республики Мордовия» (далее - Учреждение) от 24.01.2013 года №6/189 (далее Обращение) о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.

Согласно статьям 22, 34, 41.6 Закона о размещении заказов, документация о торгах разрабатывается и утверждается заказчиком (уполномоченным органом) самостоятельно. При этом документация о торгах, в том числе и техническое задание, должны содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (уполномоченного органа).

Также частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в документации о торгах отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Следовательно, заказчик (уполномоченный орган) вправе включить в документацию о торгах требования к товарам (работам, услугам), являющиеся для него значимыми, а также он самостоятельно принимает решение о формировании предмета торгов с учетом установленных законодательством требований.

При этом частью 3 статьи 22, частью 3.1 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация о торгах не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Также, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, в случае, если объединение заказчиком в предмет одного лота работ по организации строительства и таких работ, как выполнение кадастровых работ (изготовление технического плана, межевого плана), постановка объекта недвижимости на кадастровый учет, получение кадастрового плана, не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, ФАС России считает такое объединение не противоречащим антимонопольному законодательству и законодательству о размещении заказов.

Учитывая изложенное, заказчик при размещении заказа на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства должен руководствоваться положениями Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.