Анализ рынка похоронных услуг

Общие положения.

     Анализ рынка похоронных услуг проведен в соответствии с  приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 гг.».
   
     При проведении анализа рынка похоронных услуг Мордовское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России от 25.04.2006 №108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
      Цель исследования: установить количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке похоронных услуг; определить хозяйствующие субъекты, имеющие на рассматриваемом рынке долю более 35% для внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, выявление барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства, оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке.
      Источниками исходной информации являются: данные Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке  похоронных услуг на территории Республики Мордовия.

1.    Определение временного интервала исследования.

      Временным интервалом исследования рынка похоронных услуг является 2008 год.

        2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

       Минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг:
1. Оформление документов, необходимых для погребения .
2. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды.
3. Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб).
4. Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта).
5. Рытье могилы.
6. Опускание гроба, засыпка могилы.
7. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.

             3. Определение географических границ товарного рынка.

        Анализ был проведен в географических границах городского округа Саранск, а также муниципальных районов Республики Мордовия, а именно:
Ардатовский муниципальный район,
Атюрьевский муниципальный район,
Атяшевский муниципальный район,
Большеберезниковский муниципальный район,
Большеигнатовский муниципальный район,
Дубенский муниципальный район,
Ельниковский муниципальный район,
Зубово-Полянский муниципальный район,
Инсарский муниципальный район,
Ичалковский муниципальный район,
Кадошкинский муниципальный район,
Ковылкинский муниципальный район,
Кочкуровский муниципальный район,
Краснослободский муниципальный район,
Лямбирьский муниципальный район,
Ромодановский муниципальный район,
Рузаевский муниципальный район,
Старошайговский муниципальный район,
Темниковский муниципальный район,
Теньгушевский муниципальный район,
Торбеевский муниципальный район,
Чамзинский муниципальный район.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  похоронных услуг.

       В качестве продавцов на данном рынке выступают юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, а также иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие этот вид деятельности.
      Надо отметить, что в муниципальных районах Республики Мордовия отсутствуют хозяйствующие субъекты, предоставляющие минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг. В основном работают магазины по продаже товаров, необходимых для погребения, а услуги входящие в данный перечень, например, приобретение и доставка предметов, необходимых для ритуала, рытье могилы, опускание гроба и другие,   осуществляются родственниками или близкими людьми умершего. Данное обстоятельство во многом связано с тем, что численность населения муниципальных районов мала, в среднем составляет 20 тыс. человек. Рынок услуг не развит.
        В городском округе Саранск можно выделить три хозяйствующих субъекта, осуществляющих данные услуги. Это – МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги», ЗАО «Военно-мемориальная компания», ИП Левашов В.В.  Наиболее крупное из перечисленных – МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги». Но даже на данном предприятии минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг не осуществляется в совокупности и не рассматривается комплексно. Часть услуг может заказываться у МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги», другая часть у другого хозяйствующего субъекта.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Определение уровня концентрации.

        Объём товарного рынка похоронных услуг в г.о. Саранск равен 8230405 руб., в других муниципальных районах Республики Мордовия объем товарного рынка не подсчитывается, ввиду отсутствия хозяйствующих субъектов, оказывающих минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг. Доли хозяйствующих субъектов на данном рынке на территории г.о. Саранск представлены в Таблице. Представленные данные свидетельствуют о том, что это рынок с высоким уровнем концентрации.
         Исходя из того, что коэффициент рыночной концентрации (СR3)  более 70%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) превышает 2000 (составляет 4531), можно утверждать, что это рынок услуг с неразвитой конкуренцией.
         В муниципальных районах Республики Мордовия с численностью, не превышающей 50 тыс. человек, рынок рассматриваемых услуг практически отсутствует.

6. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.
      
      В соответствии с предложенной программой исследования можно выделить 2 категории муниципальных образований в Республике Мордовия. В категорию образований до 100тыс. человек следует включить все муниципальные районы Республики Мордовия, перечисленные в разделе 3, кроме городского округа Саранск. Число мест захоронений распределяется по муниципальным районам следующим образом:  
Ардатовский муниципальный район – 51,
Атюрьевский муниципальный район – 39,
Атяшевский муниципальный район – 45,
Большеберезниковский муниципальный район – 19,
Большеигнатовский муниципальный район – 36,
Дубенский муниципальный район – 17,
Ельниковский муниципальный район – 30,
Зубово-Полянский муниципальный район - 62,
Инсарский муниципальный район – 24,
Ичалковский муниципальный район – 61,
Кадошкинский муниципальный район – 15,
Ковылкинский муниципальный район - 42,
Кочкуровский муниципальный район – 25,
Краснослободский муниципальный район – 50,
Лямбирьский муниципальный район – 53,
Ромодановский муниципальный район – 44,
Рузаевский муниципальный район – 64,
Старошайговский муниципальный район-48,
Темниковский муниципальный район – 33,
Теньгушевский муниципальный район – 29,
Торбеевский муниципальный район – 38,
Чамзинский муниципальный район - 50.
 Хозяйствующих субъектов, оказывающих минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг, на территории вышеперечисленных муниципальных районов нет.
   
    По данным на 1 января 2009 года численность населения г.о. Саранск составила 323116 человек. В г.о. Саранск находятся 6 общественных кладбищ, из которых два действующих. Это кладбище №4 (Ключарево), кладбище №5 (Автодром). Минимально необходимый перечень услуг для захоронения на территории данных кладбищ оказывают три хозяйствующих субъекта – МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги», ЗАО «ВМК», ИП Левашов. Данные по г.о. Саранск представлены в Таблице.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Административные барьеры.

        Фактически функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в г.о. Саранск осуществляет МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги», однако,  правового закрепления данного статуса она не имеет. В других муниципальных районах Республики Мордовии данная служба не создана, находится на стадии оформления,  поэтому многие вопросы из-за отсутствия специализированной службы решаются  службами ЖКХ муниципального района, это вопросы, связанные с социальными захоронениями, с организацией выделения мест на кладбище. Что касается мест захоронения (кладбища), то данные земли находятся в собственности либо муниципального района, либо г.о. Саранск, ни на каком основании хозяйствующему субъекту они не передавались, и все организации имеют равный доступ на кладбища для осуществления деятельности. Однако, многие хозяйствующие субъекты указывают на значительные привилегии в данной сфере МП «Радуга – ритуальные услуги», которые не имеют формального закрепления. Это – выдача разрешения для въезда на кладбища, оформление паспортов на захоронения. Самым главным административным барьером индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью  указывают месторасположение отдела органа ЗАГС по выдаче свидетельств о смерти в одном помещении с МП «Радуга – ритуальные услуги», это приводит к тому, что данное предприятие находится в более выгодном положении по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке. Данный вопрос рассматривался Мордовским УФАС России, затем вынесенное решение по делу оспаривалось в Арбитражном суде Республики Мордовия. Суд подтвердил законность решения, однако, это решение в данный момент оспаривается в суде кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа.

Экономические барьеры.

          Среди экономических барьеров многие хозяйствующие субъекты указывают на недостаточность стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предлагают увеличить данную сумму, также указывается на нехватку материально-технической базы.

           Вывод: МП г.о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги» приказом Мордовского УФАС России от 25.12.2007 №110-од включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по товарной группе «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» (ОКВЭД 93.03) в границах г.о. Саранск. Для включения в Реестр иных хозяйствующих субъектов в настоящее время оснований не имеется.