• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Вниманию строительных организаций, являющихся субъектами градостроительных отношений

- В соответствии с какой нормой законодательства Российской Федерации субъектам градостроительных отношений возможно направить жалобу в антимонопольный орган на действия органа местного самоуправления при нарушении им регламента по предоставлению разрешения на строительство.

Индивидуальный предприниматель Александр С.

Отвечает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Сергей Иванович Видякин:

- Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 18.1 Закона внесены изменения, в силу которых полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона, дополнены рассмотрением жалоб на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее по тексту также - уполномоченный орган или организация) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства). Исключение составляют процедуры, осуществляемые государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством РФ.

Также со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее также по тексту - организации, осуществляющие эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

Целью предоставления антимонопольному органу соответствующих полномочий являлось устранение административных барьеров при осуществлении строительной деятельности.

В соответствии с Градостроительным кодексом исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства утверждаются Правительством России.

Так, исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 и содержит 142 самостоятельные административные процедуры в сфере строительства, предусмотренные в том числе Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307, Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.

Кроме того, Мордовское УФАС России обращает внимание, что постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 года №346 утвержден исчерпывающий перечень процедур в строительстве объектов нежилого назначения, который будет способствовать сокращению административных барьеров при градостроительной деятельности.

Подписанным постановлением утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов нежилого назначения, Правила внесения изменений в исчерпывающий перечень, Правила ведения реестра описаний таких процедур.

Исчерпывающий перечень включает процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта строительства объектов нежилого назначения.

К ним, в частности, относятся:

.предоставление прав на земельный участок и подготовка документации по планировке территории;

.предоставление прав на лесной участок и его использование для строительства;

.заключение договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства нежилого назначения к сетям инженерно-технического обеспечения;

.архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства;

.предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

.государственная регистрация прав на построенный объект.

Исчерпывающий перечень также включает процедуры, связанные с особенностями градостроительной деятельности на территориях субъектов Федерации и муниципальных образований, предусмотренные региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

При этом Мордовское УФАС России обращает внимание потенциальных участников строительной деятельности, что антимонопольные органы принимают к рассмотрению жалобы на нарушения порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства, в рамках Градостроительного кодекса.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры строительства рассматривается в рамках ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» по ускоренной процедуре, что позволяет устранять нарушения и защищать права хозяйствующих субъектов от необоснованных административных препятствий.