С СМС-спамом разбиралась "Народная экономика"

 

Ключи, деньги, паспорт и гаджет

Список вещей, без которых мы теперь не выходим из дома, расширился за счет самых разных электронных устройств. Лишь 10% россиян все еще чувствуют себя комфортно без мобильной связи или Интернета. Но, в основном, это люди пожилые, так и не освоившие новинки. Хотя тот же мобильный есть сегодня у 77% пенсионеров. А если смотреть по всем возрастным категориям, телефонизация страны на уровне 91%. И еще треть постоянно пользуются ноутбуками или планшетными компьютерами.

Было бы странно, если бы эти средства коммуникации игнорировали рекламодатели. Поэтому не только наши обычные почтовые ящики, но и электронные - переполнены самыми разными предложениями. Массовые рассылки, именуемые коротким словом спам, приходят и на телефоны, отвлекая и этим раздражая.

Совершенно ненужная рассылка найдется едва ли не в любом мобильном телефоне. Каждое двадцатое сообщение сегодня носит рекламный характер. Полезными из них оказываются лишь единицы. Недовольные абоненты объединяются в группы, а некоторые даже объявляют бойкот назойливым организациям. К слову, претензии к такой рекламе можно и нужно предъявлять.

"У нас есть закон "О рекламе" и соответственно в 18-й статье данного закона предусмотрена административная ответственность за рассылку спама. Юрлицо может быть оштрафовано на сумму от 100 до 500 тысяч рублей", - сообщил ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов.

Но это касается только рекламы, приходящей без согласия хозяина телефона. Все же, чем может помочь оператор, - подключить услугу "черный список". Правда, распространяется она лишь на короткие номера.

"Зачастую абонент сам является причиной, оставляя свои абонентские данные в открытом доступе при заполнении различных анкет, при получении дисконтных карт, при заполнении различных аккунтов в социальных сетях", - говорит директор Департамента информационной безопасности компании сотовой связи Сергей Прадедов.

Иногда владелец номера дает согласие на рассылку сам того не подозревая. Воспользовались подобным терминалом - ждите спама. Оплатили услуги - значит, приняли все условия договора. И зачастую узнать их можно только на сайте компании:

Плательщик согласен на получение SMS-сообщений об осуществленном Плательщиком переводе, новостях компании, а также сообщениях рекламного характера.

Громкие слоганы, крупные буквы и масса восклицательных знаков - без них не обходится ни одна рассылка. И если надоевшую газету всегда можно закрыть, а телевизор на рекламе просто выключить, то не отказываться же от телефона из-за ненужных смс. Достать его, прочитать и удалить сообщение - на это все уходит время. И продолжаться так будет до тех пор, пока вы не предпримите активных действий.

Когда раздражает конкретная реклама, можно напрямую позвонить в компанию и отказаться от рассылки. Но если спама слишком много, проще воспользоваться специальным сайтом. Федор создал один из их. Борьба за чистоту СМС приносит ему ни копейки. Для него, говорит, это дело принципа. Все, что требуется от вас, - заполнить небольшую анкету.

"Мы разыскиваем рекламораспространителя и передаем ему эту заявку, чтобы он исключил человека из своей рассылки", - говорит Федор Ченков.

Нередко все обращения компании игнорируют. Если же и после письменного заявления реакции не последовало, можно подать заявление в Антимонопольную службу.

"Необходимо, чтобы абонент представил подтверждение того, с какого номера пришли СМС, какой у него собственный номер, какой оператор, какие взаимоотношения у него с тем, кто прислал эту СМС, плюс необходимо саму фотографию этой СМС", - сообщила Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

Правда полномочия ФАС ограничены. И случаи, требующие полномасштабного расследования, зачастую остаются нераскрытыми. Среди них и те, когда сообщения отправляются через Интернет. Без регистрации, по 7 копеек каждое. Любой может отправить сотни СМС в два клика.

С СМС-спамом разбиралась "Народная экономика"