Государство ищет партнеров

 

Минэкономразвития получило «долгожданную весточку» в виде одобрения федерального законопроекта о государственно-частном партнерстве. Чиновники надеются, что документ, регулирующий отношения между инвесторами и региональными властями, будет принят Госдумой уже в весеннюю сессию.


«Сегодня произошла сенсация», — заявил в четверг министр экономического развития Андрей Белоусов после заседания правительства. «Долгожданной весточкой», которая будет иметь «очень большие последствия в регионах», министр назвал прохождение через фильтр Белого дома федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП).


На данный момент 69 регионов уже приняли свое региональное законодательство о ГЧП. Однако в действительности без объединяющего федерального они не действуют. Принятие последнего шло тяжело — из-за разногласий с Минфином, Минюстом и ФАС, поскольку закон делает серьезные изъятия из 94-ФЗ, земельного законодательства, а также вводит другие, ранее законодательно не предусмотренные конкурсные процедуры.


«Законодательство о ГЧП ограничено законодательством о концессионных соглашениях. Но специфика концессии заключается в том, что не под все проекты этот механизм подходит <...> поэтому большинство стран, которые развивают такую форму сотрудничества, как ГЧП, идут по пути развития отдельного законодательства помимо законодательства о концессиях», — объяснял проблему замминистра экономического развития Сергей Беляков.


В проекте ФЗ об основах ГЧП, который утвердило правительство, наконец-таки закрепляется определение ГЧП и появляется понятие «соглашение о ГЧП», комментирует председатель правления центра развития ГЧП Павел Селезнев. «При этом формы ГЧП не закреплены и предполагается, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм и видов соглашений ГЧП. Это указывает на то, что могут появиться, например, «отраслевые законы», где будут прописаны условия взаимодействия государства и бизнеса, например в оборонно-промышленном комплексе. После принятия этого закона несомненно определится новое направление в российской экономике, у бизнеса появится много ниш для развития в секторе предоставления госуслуг гражданам», — надеется он.


Эксперты отмечают, что теперь регионам в течение года будет необходимо привести свое законодательство в соответствие с федеральным. «Такие субъекты, как Москва и МО, находятся в ожидании федерального закона. Считается, эти два региона являются основными претендентами на поток инвестиций в инфраструктурные проекты после принятия федерального закона. Но на сегодняшний день Москва свой закон еще не приняла, а МО в существующий рамочный закон подготовила существенные поправки», — знает г-н Селезнев.


По словам завкафедрой экономической политики и ГЧП МГИМО Елены Завьяловой, новый закон в отличие, например, от действующего закона о концессиях снижает риски для всех участвующих сторон. «Бизнес получает защиту от потенциальных убытков и потерь в случае изменения законодательства. Интересы государства тоже учитываются, раз устанавливается ответственность частного партнера за несоблюдение обязательств», — объясняет она.


Впрочем, специфика отдельных сфер все же не учтена. Основная сложность связана с изменением 94 ФЗ (закон о госзакупках) и Земельного кодекса: законопроект предлагает специально для соглашений о ГЧП предоставлять в аренду земельные участки без проведения торгов, а механизм заключения и реализации договоров о ГЧП предлагается вывести из-под действия закона о госзакупках. «Это приведет к тому, что самое лакомое государственное и муниципальное имущество тут же превратится в потенциальные (а потом и реальные) «объекты соглашений о ГЧП», — опасается вице-президент НИСИПП Владимир Буев.