• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ЗА КУЛИСАМИ УСПЕХА

 

В практике Республиканского антимонопольного управления есть истории, прогремевшие на всю страну

Андрей КРИВОВ

Недостоверная реклама, недобросовестная конкуренция, картельные сговоры, неисполнение взятых на себя обязательств, необоснованные претензии, недопустимое лоббирование интересов конкретных предпринимателей и даже битвы за интеллектуальную собственность… Разбирать подобные дела Республиканскому антимонопольному ведомству приходится едва ли не ежедневно. И удивляться тут, вроде бы, нечему – на рынке идет жесткая борьба за место под солнцем. А на войне, как известно, все средства хороши… «ВС» решил выяснить, какие приемы чаще всего используют соперники и всегда ли стоит свеч затеянная ими игра.

САМИ С УСАМИ

У многих еще свежи воспоминания о недавней эпопее с рассылкой рекламных  sмs -  сообщений. Первыми означенное ноу-хау применили некие компании, организовавшие в сотрудничестве с известным оператором мобильной связи лотерею для его абонентов. Кто стал победителем суперакции - доподлинно известно. Да оно и неважно. Граждане, почуявшие подвох, стали забрасывать жалобами региональные управления ФАС, и те потребовали незамедлительно прекратить распространение таких оповещений:

Правила рассылки SМS - рекламы регулируется статьей 18 Федерального закона «О рекламе», - говорит заместитель руководителя - начальник отдела Мордовского УФАС России Виктор Шавензов. - В ней речь идет о том, что доведение подобной информации до клиентов допускается только при условии их предварительного согласия. Рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить рассылку в адрес лиц, обратившихся к нему с таким требованием. В данном же случае оператор ссылался на внесенные в типовой абонентский договор изменения, согласно которым не  заявившие претензий граждане давали согласие на получение уведомлений как бы «по умолчанию».

Вскоре уже другой оператор «большой тройки» в кооперации с партнерами вывел в свет так называемое телефонное анкетирование абонентов. В рамках опроса гражданам ненавязчиво предлагалось подключить услуги... междугородной и международной связи. Те, за редчайшим исключением, естественно, соглашались и тем самым фактически давали «добро» на получение рекламных рассылок.

После выданного антимонопольным ведомством предписания обзвоны прекратились. Но сейчас сотрудники ФАС изучат еще более изощренное дело - о получении гражданами неких незаказанных  услуг. Подобными жалобами завалены фактически все региональные управления службы. Причем в числе пострадавших зачаться абоненты сразу нескольких операторов связи. Были случаи, когда с отключением одной платной опции, гражданам незамедлительно подключалась другая, за которую вновь взимались деньги. Чем закончится расследование - пока неизвестно. Хотя, по некоторой информации, сотовые компании взяли паузу, предупредив партнеров о необходимости соблюдения рекламного законодательства.

СМОТРИ В ОБА!

А вот на местном уровне первопричиной большинства нарушений является все-таки не желание «выгадать», либо получить дополнительное преимущество, а стремление самовыделиться, скреативить. Порой - излишнее, порой - неуклюжее. Например, некий индивидуальный предприниматель, занимающийся установкой пластиковых окон, использовал в своей рекламе образ стоящей на подоконнике девчушки. Здесь необходимо уточнить, что закон категорически запрещает показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях, а равно - в обстоятельствах, представляющих угрозу их жизни и здоровью. По мнению работников надзорного ведомства, малыш, изображенный на рекламном модуле, явно находится в такой ситуации - при потере равновесия, поломке створки мог выпасть из окна. Рекламодатель же в свою очередь утверждал, что на картинке не видно, как и куда будет сваливаться ребенок, свалится ли вообще и какие травмы рискует при этом получить. Да и сам образ, отмечал бизнесмен, использовался вымышленный, поскольку иллюстрация попросту была скачена из интернета. Спор, правда, завершился, едва начавшись. В дальнейшем на рекламном щите изображалась… кошка, вальяжно устроившаяся на подоконнике.

ОДНО ВМЕСТО ДРУГОГО

Дважды за последнее время комиссия регионального УФАС изучала рекламу  оздоровительных учреждений. И всякий раз налицо был откровенный обман потребителя. В первой истории небезызвестной клинике, вероятно, изменило чувство меры. Подробно, по - толстовски описав муки и страдания полной женщины, воспринимающей собственную внешность как недостаток, распространенная информация попутно сформировала негативное отношение ко всем толстушкам. А до кучи еще и вывела образ вечной неудачницы, предпочитающей легким психологическим тренингам строгую диету.

В процессе рассмотрения обстоятельств дела выяснилось также, что означенный центр не оказывает никаких медицинских услуг, а потому не вправе утверждать, что там-де работают «опытные психологи и врачи». Выводы комиссии руководство учреждения оспаривать не стало. Распространение недостоверной рекламы было прекращено. Штраф в размере 40 тысяч рублей уплачен.

Фигуранты следующего дела и вовсе нарушили, казалось, все, что только могли. А их беззастенчивости, наглости, цинизму, подивились не только работники антимонопольного управления, но и других ведомств, включая Минздрав Республики и Росздравнадзор. Началось же все с публикации в местной газете - одной из тех, что печатаются тиражом 999 экземпляров и бесплатно подбрасываются в почтовые ящики. Речь в ней шла о сверхсовременном аппарате компьютерной диагностики и клинике, предлагающей всем желающим пройти комплексное обследование организма. Как было установлено в ходе проверки, лицензии на право осуществления медицинской деятельности в продвигающем услуги учреждении никогда не было. Чудодейственный прибор не проходил регистрацию в качестве изделия медицинского назначения. Да и сами люди в белых халатах на поверку оказались страшно далекими от системы здравоохранения. Неудивительно, что первое же выданное предписание «целители» выполнили весьма своеобразно. Прознав, что за одним административным наказанием могут последовать другие, они быстро прикрыли лавочку. Не исключено, чтобы впоследствии возродить ее под иной вывеской.

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ!»

Подчас разбирательства мордовского антимонопольного управления приобретают поистине федеральный резонанс. Едва ли не самый нашумевший случай - спор за товарный знак, знакомый почти всем любителям советской эстрады. Речь идет о некогда популярном вокально-инструментальном ансамбле «Здравствуй, песня», в котором, как известно, работали и наши земляки. В середине 2000-х, на волне интереса к шлягерам прошлых лет, артисты решили, что называется, тряхнуть стариной - вновь объединиться, начать гастрольную деятельность и, возможно, даже повторить былой успех. С этой целью была зарегистрирована и поставлена на налоговый учет АНО «Концертная организация «ВИА «Здравствуй, песня!» утвержден ее устав, выполнены прочие бюрократические формальности.

Вскоре, однако, нашлись люди, недовольные творческими амбициями ансамбля. Оказалось, например, что название, точнее - товарный знак «Здравствуй, песня» - принадлежит человеку, давно отошедшему от коллектива. Поначалу его действия никому особо не досаждали, привлекая внимание разве что падких до сенсационных разоблачений журналистов. Но затем последовали и материальные претензии, попытки срыва концертов и гастрольных выступлений и, наконец, обращение в Мордовское УФАС России с требованием признать его исключительное право на зарегистрированный бренд.

- Принимая решение, мы всходили из того, что наименование «Здравствуй, песня!» было известно задолго до даты приобретения товарного знака, да и уставная деятельность организации началась значительно раньше, - вспоминает Виктор Шавензов. - Иными словами, ансамбль просто не мог и не должен был заручаться согласием правообладателя на использование обозначения. Более того, его активное вмешательство в работу коллектива, попытки различными способами ограничить ее следует квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Потому индивидуальному предпринимателю было предложено устранить нарушения и выплатить штраф. Судебные органы с выводами комиссии полностью согласились…

ТОРГ ЗДЕСЬ НЕУМЕСТЕН?

О необходимости создания, а затем и совершенствования механизма государственных закупок ФАС заявляет регулярно. Причина очевидна - данная сфера не только в нашей стране, но во всем мире считается одной из наиболее коррупциогенных. И хотя нынешняя российская система организации и проведения торгов, по мнению ООН, входит в число самых прозрачных и эффективных, недостатки ее антимонопольная служба фиксирует с завидным постоянством.

Свежий пример - открытый аукцион на выполнение работ по реставрации Поводимовской общеобразовательной школы Дyбeнcкoгo района. На их проведение бюджет готов был выделить довольно приличную сумму - свыше 190 миллионов рублей. Впрочем, как ожидалось, торги позволят заметно снизить стоимость ремонта. Увы, этого не произошло. Из претендентов лишь один выполнил условия конкурса. Остальные же заявки были отклонены.

В ходе состоявшегося разбирательства выяснилось, что действующая от имени школы юридическая  фирма весьма хитро разместила проектно - сметную документацию, разделив ее на добрых 250 файлов. Вдобавок на несколько частей были разбиты и прилагавшиеся чертежи, которые тоже как бы случайно забыли пронумеровать. В результате потенциальные конкурсанты не смогли не то что надлежащим образом сформировать заявки - банально изучить документацию. Ведь только на ее прочтение, открытие и сложение файлов следовало потратить почти полный рабочий день.

Заказчик, что характерно, даже после выданного предписания отказался признать некорректность размещения информации. Не помог и наложенный на директора школы 50-тысячный административный штраф.

ВИНОВНЫХ К ОТВЕТУ!

Работники УФАС, между тем, признают, что случаи столь грубого нарушения требований по размещению заказов - скорее, исключение из правил. Обычно нарушители действуют более скрыто и изворотливо. Настолько, что бывает даже трудно сходу определить, кто прав, а кто виноват в конфликте.

Скажем, сейчас в общефедepальном реестре недобросовестных поставщиков фигурирует полтора десятка юридических и физических лиц, уклонившихся от заключения договоров по результатам прошедших в Мордовии торгов, либо отстраненных от выполнения работ по решению суда. Крайне мало, если учесть, что список включает в себя свыше 5.5 тысяч наименований.

С другой стороны, суммы неисполненных или недобросовестно выполненных контрактов впечатляют. Почти в 2.3 миллиона рублей были оценены работы по капитальному ремонту фасада здания одного из саранских отделов полиции, в 19,7 миллиона - определение организации, готовой взяться за строительство автодороги Ардатов - Большое Игнатово - село Кучкаево. Обращает на себя внимание еще и тот факт, в отдельных случаях на один и тот же вид работ было заключено сразу несколько контрактов. И тут уж поневоле возникает вопрос, кто пытается схитрить - подрядчик ли, не исполнивший обязательства, либо государственные и муниципальные структуры, размещающие заказы, но впоследствии под любым предлогом их оспаривающие?

- Хотелось бы предостеречь стороны, в особенности должностных лиц, от подобных уловок и ошибок, - резюмирует руководитель Мордовского УФАС Юлия Попкова. - В преддверии проведения в республике матчей чемпионата мира по футболу объемы госзаказов значительно возрастут. В связи с этим Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия тоже активизирует свою работу. Следует напомнить и о том, что вскоре в стране предполагается создать Федеральную контрактную систему, сформировать единый цикл организации и совершения закупок - начиная с момента изучения потребностей госзаказчика в товарах и услугах и заканчивая анализом результатов проведенных торгов. В таких условиях возрастает степень ответственности хозяйствующих субъектов и органов власти.