Закон о госзакупках совершенствуется

Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как доложил председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников, это уже восьмой комплекс поправок в закон о госзакупках за пять лет его существования.


Вносимые изменения можно условно разделить на три группы. Во-первых, устраняются лингвистические и технические неточности в тексте. Во-вторых, регламентируется порядок установления максимальной цены, гарантии и обязательства поставщиков. Главная же новация - это появление в действующем законе статьи, в которой прописаны порядок и процедура осуществления закупок по решению Правительства.


По словам Валентина Завадникова, вносимые изменения нельзя назвать концептуальными. Закон все еще полон противоречий, которые предстоит устранить. Таким образом, восьмая по счету поправка в Закон N 94-ФЗ не станет последней. «В Государственной Думе находится около 300 законопроектов с изменениями в этот закон. Сегодня мы рассматриваем лишь то, что является бесспорным, что не вызывает возражений Минфина и других заинтересованных министерств. Предположу, что до конца этой сессии будет готов к рассмотрению еще один законопроект. Остальные поправки еще предстоит проработать», - заметил Валентин Завадников. А это значит, что мириться с несовершенным многострадальным законом предстоит еще многим. В том числе и ученым. Председатель профильного комитета Совета Федерации Юрий Солонин и его коллега Виктор Косоуров напомнили, что действующее законодательство практически парализует работу научных учреждений. Полномочный представитель Правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин заверил, что Минэкономразвития поручено подготовить изменения в рамках комплексной доработки, которые в том числе будут касаться и бюджетных научных учреждений. Более того, министерство готово провести эту работу в ускоренном режиме.

Однако уникальное оборудование для научных лабораторий - это лишь малая часть государственного заказа. Львиная доля - примерно 80 процентов - это цикличные ежегодные закупки, заметил член Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Юрий Росляк. Он предложил установить обязательный порядок регистрации результатов торгов в единой информационной системе и результатов регистрации договоров по итогам исполнения госзаказа как обязательных элементов государственной контрактной системы на всех уровнях.


Валентин Завадников согласился, что закон не делает различия между разными видами товаров и услуг (массовые или цикличные, научно-конструкторские и индивидуальные). И это является его несомненным минусом. «Для каждого из видов должен существовать собственный порядок закупок. Именно это сейчас и обсуждается», - сказал он. Причем согласование с недавних пор переросло в спор двух ведомств - Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы. Министерство предлагает заменить существующий закон на новый - «О федеральной контрактной системе», проект которого уже готов. ФАС, прогнозируя рост коррупции при таком развитии событий, настаивает на корректировке существующего законодательства. «Истина где-то посередине», - заметил председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков. «Главное, чтобы Правительство не сбросило решение этой проблемы на нас», - добавил председатель Комитета Совета Федерации по науке и образованию Юрий Солонин. Он, как и коллега Николай Рыжков, надеется, что ведомствам удастся найти компромисс.