Поддержали команду ФАС

Законодатели, по сути, «прокатили» реформу госзакупок


Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал нижней палате принять сегодня во втором и третьем чтениях поправки к закону о госзакупках. Это тот самый ФЗ-94, вокруг которого в последнее время развернулись яростные дискуссии специалистов. Тем самым на затее Минэкономразвития, предлагавшего созданать Федеральную контрактную систему (ФКС) вместо действующего закона, позволяющего, по словам Дмитрия Медведева, чиновникам воровать 1 трлн. руб. ежегодно, по сути, поставлен жирный крест.


Суть поправок сводится к тому, что необходимо жестко контролировать начальную стоимость контрактов, заключаемых в сфере госзаказа, с тем, чтобы не допустить их завышения и «откатов». Так, законопроект обязывает заказчика обосновывать начальную цену сделки, ссылаясь в том числе и на «реестр государственных и муниципальных контрактов». Однако учитывая, что многие предыдущие контракты уже заключались по завышенным ценам, эта мера лишь зафиксирует ущербные для бюджета цены на заказы. К слову говоря, многие чиновники, как сказал «НИ» директор фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, имеют обыкновение размещать бюджетные заказы «в своих фирмах». Эти коррупционные отношения нововведения не затрагивают никак.


Между тем, как сообщили «НИ» в Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), бюджеты всех уровней теряют на госзакупках, в частности, из-за того, что закупочные цены значительно превышают рыночные - до 9% от общего объема выделенных средств. Наиболее серьезное завышение цен традиционно фиксируется в таких сферах, как строительство (35%), закупка горюче-смазочных материалов (15%), северный завоз. А всего разворовывается примерно 1,5% внутреннего валового продукта (ВВП) страны.


По оценкам экспертов, разменяв систему ФКС на доработки ФЗ-94, государство едва ли сможет повысить эффективность закупок, которые уже перевалили за 5 трлн. руб. в год. Как сказал «НИ» заместитель гендиректора по правовым вопросам Института конкурсных технологий Георгий Суходольский, «одни лишь ценовые показатели не изменят ситуацию». «Дешево хорошо не бывает. Когда мы делаем ремонт в квартире, то готовы идти на дополнительные расходы, чтобы его сделали качественно и без халтуры», - привел специалист бытовой пример. Член совета директоров Межотраслевой системы электронных торгов Алексей Захаров также полагает, что попытки депутатов улучшить ФЗ-94 ни к чему не приведут. «Этот закон невозможно доработать, поскольку он не работает. У нас не столько воруют, сколько тратят бюджетные деньги впустую. И федеральная контрактная система как раз предлагала это положение изменить», - подчеркнул он НИ».

К сомнительным законодательным новшествам, по мнению специалистов, можно отнести и то, что внесенные поправки предусматривают расширение возможностей для проведения закрытых конкурсов. Так что практика закупок золоченых унитазов и престижных иномарок благодаря «закрытым» от общественности конкурсам также имеет шанс расшириться.