Список по ценам

Министерство здравоохранения и социального развития предприняло попытку навести порядок на фармакологическом рынке, внеся в Государственную думу законопроект «Об обороте лекарственных средств». Вокруг документа сразу же разгорелись жаркие баталии.

 

Истерия по поводу свиного гриппа в нашей, да и не только в нашей, стране фактически спасла фармацевтический рынок от кризиса. Взметнувшиеся до небес цены на отдельные категории лекарств не остановили спрос. По разным оценкам за минувший год рост продаж лекарственных средств в России составил 30 процентов - замечательный показатель, особенно в период кризиса.

 

Реакция населения на происходящее была однозначной - беспредел. В традиционных попытках найти виноватых крайними оказывались то производители, то фармацевты, то правительство в лице Минздравсоцразвития, которому пеняли на неспособность обуздать взбесившийся фармакологический рынок. Одни оправдывались отпускными ценами, не повышавшимися годами, другие - обозначенным законодательством уровнем наценок, третьи инициировали разнообразные рейды и проверки аптечных сетей.


Крайнего - так, по крайней мере, показалось - найти не удалось. Вместе с тем созрело понимание, что повторения медикаментозного безумия во время очередной пандемии гусиного, козьего, овечьего, индюшачьего или какого-нибудь там еще гриппа общество попросту уже не проглотит. Нужно реагировать. Сделано это было путем отправки в Государственную думу законопроекта, призванного на государственном уровне обеспечить регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) под названием «Об обороте лекарственных средств».

 

Документ должен создать на фармацевтическом рынке правовую базу, делающую невозможным повторение ситуации уходящей зимы. Как же это планируется сделать? Государство создает перечень из 500 непатентованных наименований лекарственных препаратов и 5,5 тысячи торговых наименований (всего на российском рынке представлено около 17 тысяч наименований), цены на которые нельзя будет повышать в течение всего года. В связи с этим до 1 апреля производители лекарственных препаратов, входящих в список ЖНВЛС, должны зафиксировать в Росздравнадзоре свои отпускные цены, после чего поднимать их они уже права не имеют.

 

Те, кто сделать этого не успеет, торговать данным лекарственным средством на территории России не смогут. Это, кстати, не такой уж и маловероятный сценарий развития событий. Поспеть к сроку невероятно трудно, учитывая, что прием заявлений на госрегистрацию открылся только 11 января, и по каждому отечественному лекарственному препарату необходимо представить более 60 отчетных и прогнозных показателей. С иностранными лекарствами ситуация еще хуже: пакет документов толще, а процедура регистрации сложнее. Также по законопроекту в несколько раз вырастут госпошлины за описанные выше услуги.


Документ в итоге, как это зачастую бывает в последние годы, получился неоднозначным. Несмотря на его безболезненное прохождение в первом чтении на Охотном Ряду, дискуссии по поводу законопроекта даже не собираются затихать. Критика на Минздравсоцразвития посыпалась со всех сторон. Формулярный комитет Российской академии медицинских наук в лице своего председателя академика Андрея Воробьева написал президенту и премьеру письма, в которых выразил свое принципиальное несогласие с законопроектом, обосновав его тем, что документ потенциально коррупционен. Независимая психиатрическая ассоциация указала на тот факт, что законопроектом допускается испытание лекарств на людях, лишенных дееспособности.

 

Минздравсоцразвития подвергся критике и со стороны ФАС. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли этой службы Тимофей Нижегородцев фактически признал, что документ сырой и содержит немало перегибов. В частности, не совсем понятно, почему испытанные и зарегистрированные за рубежом препараты должны еще раз испытываться на российских пациентах, что означает задержку в приходе на рынок инновационных лекарств минимум на 5-7 лет. Смутила ФАС и передача части функций Росздравнадзора подведомственному Минздравсоцразвития федеральному государственному автономному учреждению. Опять же решение, какую процедуру регистрации (ускоренную или обычную) проходить препарату, определяет чиновник. Он же решает, признавать или нет результаты проведенных в России клинических исследований...

 

Что же в сухом остатке? Декларировано намерение обуздать цены на фармакологическом рынке. Фактически же зафиксированы цены производителей, а не конечных продавцов. Вряд ли фарминдустрия захочет оставаться внакладе и задекларирует цены, скажем, уровня 2008 года... Документ серьезно усложняет жизнь иностранным производителям лекарственных препаратов. Многократно выросшие пошлины и бумажная волокита дают преимущества отечественным предприятиям. А что до потребителей, то им фактически предлагается расплатиться за пошлины, ибо работать себе в убыток никто не будет. А еще нашим больным придется пользоваться менее чистыми, а значит, и менее эффективными отечественными препаратами, созданными в 80 процентах случаев на дешевых и не всегда качественных индийских и китайских фармакологических субстанциях, или подождать лет семь инновационных препаратов. В качестве бесплатного бонуса к документу - перманентное беспокойство по поводу того, что иностранным компаниям попросту не захочется маяться с отечественной бюрократией, и они вовсе уйдут с рынка. По мировым меркам объемы российских лекарственных продаж, мягко говоря, незначительны...


На 2010 год аналитики фармрынка прогнозируют его рост еще на 10-15 процентов в рублевом исчислении. Но этот рост будет, скорее всего, связан с очередным повышением цен.