ОТСУТСТВИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ЦИФРОВОМ РЫНКЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА И ГРАЖДАН

В настоящий момент проект «пятого антимонопольного пакета» находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации

В нынешних условиях меняется структура рынков – они переходят в интернет-пространство, все чаще используются цифровые платформы, возрастает количество онлайн-заказов. 

«Без цифровых платформ уже невозможно представить функционирование традиционных товарных рынков. Мы должны признать, что антимонопольное законодательство пока, к сожалению, не успевает за этой сферой», - отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский в ходе сессии «Рыночная власть технологий» онлайн-конференции «Антимонопольное право: новые вызовы пандемии».

Стоит отметить, что благодаря новым технологиям географические границы рынка перестают существовать как таковые, что представляет опасность как для граждан, так и для бизнеса. Именно поэтому нужны специальные механизмы влияния на цифровых гигантов, которые проработаны в проекте «пятого антимонопольного пакета». 

Документ определит новые критерии «доминирующего положения» на рынке интернет-пространства, в том числе: владение инфраструктурой (программой или программами для ЭВМ), которая используется для заключения сделок  продавцов и покупателей; сетевые эффекты; доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок.

«Это не будет препятствовать работе цифровых платформ, но при условии их доминирования заставит работать с учётом антимонопольных правил (запрет дискриминировать клиентов, запрет монопольно высокой цены на оказываемые услуги и т.д.). При этом антимонопольные правила не должны распространяться на стартапы небольших компаний. Поэтому законопроект предусматривает, что его положения не будут распространяться на компании с годовой выручкой менее 400 млн. руб. Механизмы будут относиться только к тем, кто имеет существенный оборот и может оказывать влияние на рынок», - пояснил Сергей Пузыревский.

По его словам, при оценке рыночной власти на IT рынках, необходимо принимать во внимание прямые и косвенные сетевые эффекты, «параллельное использование» нескольких онлайн-сервисов и возможность переключения, эффект масштаба, доступ к конкурентно-актуальным данным и роль инноваций. 

«Помимо этого, «пятый антимонопольный пакет» должен перестраивать систему и механизмы контроля экономической концентрации, потому что сейчас приобретение материальных активов уходит на второй план: технологии стали важнее, именно они стоят больших денег. Размер стоимости активов должен быть ключевым в этом отношении», - заявил спикер.

В завершение Сергей Пузыревский уточнил, что в новом антимонопольном пакете использование ценового алгоритма будет считаться отягчающим обстоятельством при картельном сговоре.

В свою очередь, начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов, также принявший участие в конференции, добавил, что сетевые эффекты за последние годы проявили себя очень ярко.

«Там, где отрасли или отдельные предприятия не смогли вписаться в сетевые отношения, участники рынка оказались в плачевном положении, а те, кто смог, получили еще большую власть. Мы должны понимать, что это уже не теоретическая угроза, а практическое явление, которое или мы оставим и согласимся с цифровой монополизацией всех смежных и зависимых рынков, или будем принимать решение о защите конкуренции. Мы должны ставить «заградительные барьеры» от злоупотребления правом», - заявил он.