ФАС В СМИ: РЕГУЛЯТОРЫ РАССЧИТЫВАЮТ НА ВВЕДЕНИЕ РЕЙТИНГА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В ГОСЗАКУПКАХ НЕ РАНЕЕ 2023Г

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

- Регуляторы рассчитывают на запуск механизма рейтинга деловой репутации (РДР) в рамках госзакупок не ранее 2023 года, следует из выступлений представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и Федерального казначейства в ходе онлайн-конференции "Госзаказ. Новая реальность".
"Рейтинг деловой репутации планируем вводить с 2023 года, - сказала заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Это связано с тем, что Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок должна накопить чистые и достоверные данные по исполненным контрактам - на основе таких данных и будет автоматически рассчитываться РДР".
При этом Катамадзе отметила, что ряд принятых и планирующихся (в том числе, в рамках так называемого оптимизационного пакета) поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) требуют развития функционала ЕИС, обеспечивающего автоматизацию процессов, следующих после подписания контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.
"Впервые регулируем автоматизацию процессов после заключения контракта, - сказала Катамадзе. - С 1 января этого года используется универсальный передаточный документ - он абсолютно легитимен. С 1 июля текущего года заказчики получат право использовать механизм электронного актирования, а с 1 апреля следующего года это станет обязанностью".
В свою очередь заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев отметил, что после принятия второго (первый был принят в прошлом году - ИФ) оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ будет начата работа по подготовке подзаконных нормативных актов, определяющих механизм работы РДР. При этом он подчеркнул, что еще продолжается дискуссия по вопросу использования этого рейтинга.
"Запуск этого механизма позволит выстраивать квалификационный рейтинг, когда репутация станет бизнес-активом, что будет дисциплинировать поставщиков, - сказал Евраев. - Есть два варианта использования РДР - например, в ходе непосредственно закупочной процедуры или для снижения размера обеспечения исполнения контракта".
Также Евраев не исключает, что механизм РДР будет вводиться постепенно, по мере доработки функционала ЕИС.
Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство РФ. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством РФ на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов.
При этом правила формирования, случаи и порядок применения рейтинга деловой репутации участника закупки должно утверждать правительство РФ.
По замыслу ФАС, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных ЕИС (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.
Как сообщалось, весной-летом прошлого года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к N44-ФЗ. Он был направлен преимущественно на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение. При этом отмечалось, что по этим поправкам у регуляторов и заинтересованных ведомств фактически не было разногласий, что позволило принять документ в течение нескольких месяцев.
Другие поправки, требующие доработок, согласования и т.п., регуляторы решили включить во второй, так называемый осенний (предполагалось, что он будет подготовлен и принят Госдумой в течение осенней сессии), пакет поправок.
Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к N44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к N 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ.