МИХАИЛ ЕВРАЕВ: НАМ ВАЖНО НАЙТИ БАЛАНС МЕЖДУ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ ЗАКАЗЧИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев рассказал о перспективах развития контрольной деятельности, а также озвучил предложения по совершенствованию законодательства во время выступления на Гайдаровском Форуме.

 

17 января 2019 года в рамках Х юбилейного Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Мир закупок: перезагрузка».

 

Начиная свое выступление, замруководителя ФАС России отметил, что за 2018 год в целом было рассмотрено более 80 тыс. жалоб по 44-ФЗ и более 7 тыс. по 223-ФЗ. Рост по количеству рассмотренных жалоб по сравнению с 2017 г. составил порядка 70%.

 

Михаил Евраев в своем выступлении остановился на необходимости унификации практики по контролю между центральным аппаратом и территориальными управлениями. «И это не только разъяснения по ключевым вопросам и унификация решений, но и проведение семинаров в режиме видеоконференции на постоянной основе по наиболее острым вопросам как с территориальными органами, так и с субъектами РФ», - сообщил он.

 

Также спикер обратил внимание на необходимость использования предпринимателями информационной системы «Независимый регистратор», плагин которой можно скачать с ЕИС на бесплатной основе. Данная система позволяет предпринимателю вести в режиме реального времени запись электронных торгов, защищенную от стороннего вмешательства, которая является достоверным доказательством при рассмотрении жалоб в ФАС. Если предприниматель данную систему не использует, то у него не остаётся аргументов в защиту своей позиции при рассмотрении его жалобы на действия электронной площадки.

 

Также ФАС России предложил развитие ЕИС в части контроля:

 

- направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам только через ЕИС;

- вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем в ЕИС;

- дистанционное рассмотрение жалоб, которое позволит не приезжать заказчикам и предпринимателям, находящимся в отдаленных регионах.

Другое направление, которое получит широкое развитие, – это создание информационно-аналитической системы государственного оборонного заказа (ИАС ГОЗ) и внедрение в данной сфере закрытых торгов.

«Мы хотели бы, чтобы в гособоронзаказ пришла здоровая конкуренция, появился электронный документооборот, единый каталог по ГОЗ, возможность сравнения цен и проведения секретных торгов в электронной форме», - отметил Михаил Евраев.

Говоря о совершенствовании текущего законодательства о закупках, замруководителя ФАС России отметил необходимость исключения проведения «бесконечных торгов» путем введения права заказчика заключения контракта с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.

Другая проблема, которая была отмечена ФАС России, - это разглашение информации об участниках электронных аукционов и сговор на торгах.

«Решение этой задачи очень простое, - продолжил Михаил Евраев. – Необходимо исключить в электронных аукционах подачу первой части заявки, чтобы любая компания, зарегистрированная на ЕИС, после автоматической проверки её предквалификации, могла принять участие в электронном аукционе путём подачи ценового предложения с автоматическим блокированием обеспечения заявки. Поскольку круг участников торгов будет изначально не определен, то все проблемы сговора на торгах останутся в прошлом».

Еще одна проблема заключается в установлении в документации о торгах «ловушек» для формального отклонения участников. В основном это касается строительства. Антимонопольное ведомство предлагает предусмотреть возможность участия предпринимателей в электронном аукционе путем подачи только «согласия» на исполнение контракта (после автоматической проверки участника на соответствие предквалификационным требованиям) в строгом соответствии с документацией, содержащей все необходимые требования заказчика.

Также в настоящее время незащищенными оказались исполнители по контракту в случае его одностороннего расторжения со стороны заказчика. «Потеря» контракта и взыскание по нему обеспечения происходит даже, если компания признается добросовестной при рассмотрении вопроса о ее включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В качестве решения проблемы антимонопольный орган предложил синхронизировать вступление в силу решения об одностороннем расторжении контракта с решением о включении компании в РНП. Это позволит добросовестным исполнителям сохранить контракт и обеспечение по нему.

Заканчивая свое выступление, Михаил Евраев обратил внимание на то, что в настоящее время в среднем 60% жалоб признаются необоснованными. В связи с этим он предложил рассмотреть вопрос о возможности введения платы, если жалоба участника закупки была признана необоснованной. Это позволит в определенной степени защитить заказчика от «профессиональных жалобщиков».

Данные предложения будут обсуждаться как с органами власти, так и с экспертным сообществом для выработки сбалансированной позиции.