Обзор положительной судебной практики по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики

В соответствии с приказом ФАС России от 19.05.2014 №341/14 «Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» Мордовское УФАС России является исполнителем специализации по теме «Проблемные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики».

Мордовское УФАС России провело анализ положительной судебной практики за 2017-2018 годы по данной тематике и хотело бы обратить внимание территориальные органы ФАС России на следующие нарушения, допускаемые сбытовыми и сетевыми организациями.

1. Одностороннее расторжение гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения является нарушением (судебное дело № А40-19854/2016).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации. В качестве такого основания статьей 523 ГК РФ определено существенное нарушение договора в смысле, придаваемом этому понятию абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 53 Основных положений существенным нарушением договора энергоснабжения признано неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате поставляемого ресурса.

Вместе с тем, в определении от 6 июня 2002 года № 115-0 Конституционным Судом Российской Федерации был рассмотрен вопрос о расторжении в одностороннем порядке исполнителем услуг публичных договоров. Так, согласно указанному определению, обязательность заключения публичного договора, каковым является договор энергоснабжения, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Согласно статье 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, одностороннее расторжение договора энергоснабжения, являющегося публичным договором, со стороны гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено. Такое право может быть осуществлено только в судебном порядке.

2. Введение ограничения не в дату, указанную в уведомлении (судебные дела № А32-36430/17, А32-36419/2017).

Из фабулы дела следует, что гарантирующий поставщик направил в сетевую организацию уведомление о введении орграничения режима потребления, которая в — свою очередь перенаправила его ВОЭХу. Последняя организация выполнило уведомление, но намного позже указанного в нем срока.

Гарантирующий поставщик свою вину не признал и указал, что данное нарушение правил допустило лицо, которое непосредственно вводило ограничение режима потребления электроэнергии.

Согласно п. 25 Правил ограничения № 442, Инициатор введения ограничения режима потребления или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) и исполнитель несут перед потребителем установленную гражданским законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение ими установленного Правилами порядка введения ограничения режима потребления, а также за возникшие у потребителя в связи с этим убытки.

Указанные требования корреспондируются с нормой п. 26 Правил ограничения № 442, в соответствии с которой, Исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической

энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении.

Таким образом, перед потребителем за нарушения, допущенные при введении режима потребления ответственность будет нести именно Инициатор, которым в рассматриваемом случае являлся гарантирующий поставщик.

3. Непредставление сбытовой организацией сведений о показаниях приборов учета потребителей в сетевую организацию (судебные дела №А53-34677/2016 и А36-1638/2013)

В соответствии с п. 162 Основных положений № 442, если иные время и дата передачи показаний расчетных приборов учета не установлены договором оказания услуг по передаче электрической энергии, гарантирующий поставщик (энергоебьгговая, энергоснабжающая организация) до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей (кроме указанных в абзаце третьем настоящего пункта), сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.

При этом непредставление сведений о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, искусственно увеличивает объем потерь сетевой организации, способствует образованию задолженности за услуги по передаче электрической энергии, влечет увеличение «котловых» тарифов за услуги по передаче электрической энергии.