• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Изменения в законодательство

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В настоящее время подписаны масштабные поправки в законодательство Российской Федерации о закупках. Данными поправками в Федеральный закон от 05.04.2013 №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) вносится ряд изменений.

Обеспечение заявки в 2018 году.

С 1 июля 2018 года Правительство РФ меняет правила обеспечения заявок. Изменения коснулись требования к размеру начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), при которой заказчики обязаны устанавливать требование об обеспечении заявок. Так, согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе в новой редакции, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 миллионов рублей, если Правительством РФ не установлено иное. В действующем законодательстве обеспечение заявки при проведении аукционов и конкурсов устанавливается независимо от размера НМЦК.

Правительство РФ воспользовалось своим правом и изменило порог НМЦК, при которой надо установить обеспечение заявки. Согласно Постановлению   к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» для установления обеспечения заявки при проведении аукциона либо конкурса с 01 июля 2018 года НМЦК должна составлять как минимум 1 миллион рублей.

При этом новая редакция ч. 16 ст. 44 Закона о контрактной системе не содержит указания на размер обеспечения заявки в том случае, если НМЦК будет составлять от одного миллиона рублей до пяти миллионов рублей. В норме содержатся следующие размеры:

  • от 1/2% до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 до 20 миллионов рублей;
  • от 1/2% до 5% НМЦК, если НМЦК составляет более 20 миллионов рублей.

Уголовный кодекс РФ пополнился составами преступлений в сфере закупок

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – УК РФ) внес дополнения в Уголовный кодекс РФ, которые устанавливают уголовную ответственность за злоупотребления и провокации подкупа в сфере закупок, а также подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии.

В статье 200.4 УК РФ под злоупотреблением в сфере закупок понимается нарушение работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. Максимальным наказанием за это преступление может стать лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, согласно статье 200.5 УК РФ, признается незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается или услуги имущественного характера оказываются или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальным наказанием за совершенное в особо крупном размере преступление по указанной норме может стать лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются: сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа - превышающие один миллион рублей.

Под провокацией подкупа в сфере закупок в статье 304 УК РФ понимается попытка передачи работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

Наказанием за такое преступление может стать лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Списание долгов по пеням и штрафам за 2015 и 2016 годы

Президентом России подписан федеральный закон от 23.04.2018                 № 108-ФЗ «О внесении изменения в статью 112 Закона о контрактной системе, списывает штрафы и пени поставщикам (подрядчикам, исполнителям), которые были предъявлены за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов в 2015 и (или) 2016 годах.

Согласно данному Закону статья 112 дополняется частью 42.1 следующего содержания:

«42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».

Закон принят, чтобы заказчики могли списывать принятую к учёту задолженность по уплате неустоек, если она сложилась до 1 января 2017 года по контрактам, обязательства по которым выполнены в полном объёме в 2015 и 2016 годах.

Как известно, в 2015 году был принят закон, вводящий в качестве антикризисной меры до 1 января 2017 года право заказчиков предоставлять отсрочку уплаты штрафов и пени в 2015 и 2016 годах в порядке, определённым Правительством РФ. В связи с тем, что указанные положения утратили силу, заказчикам возвращают возможность списания возникшей в 2015 и 2016 годах задолженности по штрафам и пеням по государственным и муниципальным контрактам.

Принятые изменения вступили в силу 4 мая 2018 года.

Правительством России определены единственные поставщики ракетного топлива и лекарственных препаратов для отдельных заказчиков

В соответствии с пункту 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Правительство РФ уполномочено на определение единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Во исполнение указанной нормы Правительством РФ были приняты два распоряжения: №718-р от 21.04.2018г. и №744-р от 23.04.2018г.

Распоряжением №718-р в 2018-2019 годах единственным поставщиком ракетного топлива нафтил для нужд Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» определено ПАО «Нефтяная компания «Роснефть».

Распоряжением №744-р АО «Национальная иммунобиологическая компания» определено единственным поставщиком иммунобиологических лекарственных препаратов. Препараты будут закупаться Минздравом России по прилагаемому перечню в 2018-2019 годах для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок.

При определении цены на указанные препараты будет применяться их предельная отпуская цена, которая содержится в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Надо отметить, что закупка у единственного поставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  требует размещения извещения, внесения сведений в реестр контрактов, а также формирования отчетности об исполнении контракта.

Правительством России представлено постановление, определяющее размер платы за победу на электронных процедурах.

Федеральный закон № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» (далее – Закон №504-ФЗ) дополняет Закон о контрактной системе статьей 24.1, которая в части 4 допускает взимание платы за участие в электронной процедуре и закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) с лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством РФ установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату. Правительством определен порядок взимания платы, а также определены предельные ее размеры.

Во исполнение указанной нормы Правительство России разработало  постановление от 10.05.2018  №564 (вступает в силу с 01.07.2018 г._), которым предусмотрено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры. Следовательно, оплата лишь за участие в электронной процедуре участникам закупок не предусмотрена.

Предельные размеры платы установлены в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не более чем 5 тысяч рублей. Для контрактов, заключаемых по итогам закупок, проводимых согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предельный размер платы не может составлять более 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 2 тысячи рублей.

При этом будет нельзя взимать указанную плату, с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Размер платы будут устанавливать операторы электронных площадок в порядке, предусмотренном постановлением. При этом сведения о размерах платы должны быть размещены на площадке, иначе взимать ее будет нельзя.

Согласно постановлению, оно вступает в силу с 1 июля 2018 года и подлежит применению к тем электронным процедурам, извещения о проведении которых размещены в ЕИС после даты начала работы операторов электронных площадок, перечень которых утвердит правительство.

 

С 1 июля 2018 года вступит в силу основная часть изменений.

Требования к участникам дополнятся еще одним: отсутствие установленных законодательством ограничений для участия в закупках.

В контракт потребуется включать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Новые электронные закупки заказчики смогут осуществлять в добровольном порядке. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

Если к этому времени не будут отобраны новые операторы электронных площадок, то такие закупки будут проводиться на старых площадках.

Для участия в электронных закупках в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как и для участия в электронном аукционе.

 

Денежные средства в качестве обеспечения заявки — на спец. счет.

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 Банковские гарантии не размещаются в ЕИС

Информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. руб., должен составлять не более одного рабочего дня. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 Шаг аукциона не менее 100 руб.

Шаг аукциона не может быть менее 100 руб. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард

 Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 Закона о контрактной системе увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г. При этом о поставщике, копия контракта, документы о приемке исключат из открытой части реестра контрактов.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта. С 1 июля указанная норма утрачивает силу.

Как проводить открытый конкурс в электронной форме

 

Заказчику необходимо будет не менее чем за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок разместить в ЕИС извещение о закупке.

Заявка должна будет состоять из двух частей и предложения о цене контракта. Все три электронных документа потребуется одновременно направить оператору электронной площадки.

Процедура конкурса будет состоять из следующих этапов:

- подача заявок на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка первых частей заявок;

- подача окончательных предложений о цене контракта на электронной площадке;

 

- рассмотрение и оценка вторых частей заявок;

- заключение контракта.

 

Как можно будет обеспечить заявку

 

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако по 30 июня 2019 года можно будет пользоваться только первым из них.

Денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в банках. Перечень банков установит правительство. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

 

Как проводить запрос котировок в электронной форме

 

Заказчику нужно будет разместить извещение о закупке в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Участники должны будут подать заявки с помощью электронной площадки. Котировочная комиссия рассмотрит их и оформит протокол. Его следует направить оператору электронной площадки. Он ранжирует заявки: первый порядковый номер присваивает той, где указана самая низкая цена контракта. После этого оператор электронной площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок. В него он включает сведения о победителе.

 

Как заключить контракт по результатам электронной процедуры

 

Контракты по итогам всех электронных процедур будут заключаться по одинаковым правилам.

Заказчик будет размещать в ЕИС и на электронной площадке проект контракта. Победитель должен будет подписать его или направить протокол разногласий. Такой протокол можно будет составить не более одного раза.

Заказчик должен будет подписывать проект контракта последним. С момента размещения в ЕИС контракт будет считаться заключенным.