Проект Федерального закона

ФАС России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Одной из целью совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» является «совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках».


В соответствии с поручением, данным по результатам рассмотрения Доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» на заседании Правительства Российской Федерации, которое состоялось 5 октября 2017 года, ФАС России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поручено представить в установленном порядке в Правительство Российской предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе в части его распространения на результаты интеллектуальной деятельности, с включением указанных предложений в планы мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.


В рамках выполнения данного поручения в проект Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» внесено мероприятие «Внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и/или иные нормативные правовые акты в части адаптации антимонопольного законодательства к потребностям цифровой экономики», ожидаемыми результатом которого является уточнение антимонопольного законодательства в отношении деятельности в сфере цифровых технологий посредством:


- дополнения и уточнения терминологического аппарата и базовых понятий конкурентного законодательства;
- выработки подходов в отношении особенностей рассмотрения дел в сфере злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений (согласованных действий) и незаконной координации в сфере цифровых технологий, включая деятельность с использованием цифровых алгоритмов и платформ;
- определения правил проведения контроля экономической концентрации в условиях цифровой экономики с учетом эффектов для инновационного развития; правил определения географических и товарных границ рынков в условиях цифровой экономики;
- выявления типовых случаев злоупотребления правами на результаты интеллектуальной деятельности путем ограничения конкуренции; внесения изменений в нормативные правовые акты в области применения антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с использованием объектов интеллектуальной собственности, устраняющих возможность таких действий. 

  
В рамках реализации указанных решений ФАС России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект закона прилагается), который в частности предусматривает, в том числе:


- дополнение понятийного аппарата путем введения таких понятий как сетевые эффекты и ценовой алгоритм (статья 4);
- дополнение возможностей установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%, в случае когда сетевые эффекты, являющиеся результатом деятельности хозяйствующего субъекта, и (или) данные, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, дают такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5);
-снятие иммунитета на запрет монополистической деятельности при использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, а также на соглашения о представлении и (или) отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг путем исключения части 4 из статьи 10 и части 9 из статьи 11;
- распространение исключений, предусмотренных частью 1 статьи 13, на запрет соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами и координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 и частью 5 статьи 11, реализуемые с использованием ценовых алгоритмов;
- введение в части контроля за экономической концентрацией критерия объема сделки, превышающего 7 млрд рублей, что необходимо для учета различных форм значительного усиления рыночной власти через концентрацию нематериальных активов – данных и объектов интеллектуальных прав, которые обычно не получают должного стоимостного отражения в бухгалтерских балансах, но реальная экономическая ценность которых получает отражение в цене сделки экономической концентрации (часть 1 статьи 28);
- введение в целях учета динамики инновационного развития рынков в условиях цифровой экономики возможности приостановления срока рассмотрения ходатайства на период предоставления дополнительных сведений и (или) документов, а также при проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках, с максимальным сроком не превышающим 9 месяцев, путем добавления в статью 33 частей 11 и 21, а также совершенствование механизмов обмена информацией и привлечения к оценке последствий экономической концентрации для состояния конкуренции экспертов и иных органов государственной власти.


При этом, учитывая, что в настоящее время антимонопольный орган не имеет эффективных инструментов для обеспечения контроля исполнения условий предписаний иностранными хозяйствующими субъектами, что является необходимым элементом сбалансированной системы защиты конкуренции на рынках цифровой экономики, в проекте предусмотрено право антимонопольного органа в случае неисполнения иностранным лицом выданного по результатам рассмотрения ходатайства предписания:


- разрешить использование на территории Российской Федерации объектов интеллектуальных прав, принадлежащих иностранным хозяйствующим субъектам, не исполняющим выданное при рассмотрении сделки по экономической концентрации предписание антимонопольного органа, без их согласия, на условиях, определенных антимонопольным органом;
- обратиться в суд с требованием о запрете оборота товара или товаров на территории Российской Федерации, производимых таким иностранным хозяйствующим субъектам.
Кроме того, проект предусматривает ужесточение административной ответственности за неисполнение такого предписания.

 

Ознакомиться с проектом Федерального закона можно по быстрой ссылке =>

 

Замечания и предложения можно направить на почту forportal@fas.gov.ru