Решение по жалобе физического лица (вх. № 592 от 10.02.2017) на действия организатора торгов - Администрации Атюрьевского муниципального района РМ

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» февраля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «20» февраля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <…>

            <…>,

            в отсутствие <…> (заявитель), представителей Администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия (ответчик), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление №320 от 13.02.2017 г.),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу <…> (вх. № 592 от 10.02.2017 г.) на действия организатора торгов – Администрацию Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия при проведении открытого аукциона по продаже права на заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Атюрьево, ул. П.И. Девятаева, 34 (извещение № 260117/4369172/03),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее также – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <…> (вх. № 592 от 10.02.2017 г.) (далее также – Заявитель), в которой указывается на нарушение Администрацией Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия (далее также – Администрация, Организатор торгов) требований действующего законодательства при проведении открытого аукциона № 260117/4369172/03 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Атюрьево, ул. П.И. Девятаева, 34  (далее также – открытый аукцион № 260117/4369172/03) .

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральнымзаконом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, статья 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из жалобы Заявителя, при проведении открытого аукциона
№ 260117/4369172/03 Организатором торгов допущены нарушения требований статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ), выразившиеся в следующем.

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Положение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.

Таким образом, в силу положений ЗК РФ Организатор торгов обязан предоставить исчерпывающую информацию о возможности технологического присоединения к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения, сетям газификации и сетям электрификации. В том числе, заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Данное разъяснение, как указывает Заявитель, содержится в Письме Минэкономразвития России от 30.06.2015 г. № Д23и-3009.

При этом, согласно жалобе <…>, в нарушение пунктов 8, 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении открытого аукциона № 260117/4369172/03 не содержит никакой информации о возможности или невозможности технологического присоединения к сетям электрификации, что нарушает право участника открытого аукциона на получение исчерпывающей и достоверной информации о предмете открытого аукциона. Учитывая изложенное, Организатор торгов – Администрация Атюрьевского муниципального района РМ – незаконно ограничил права участников аукциона на получение информации о предмете договора аренды, выставленного на продажу на открытом аукционе. В частности, в извещении № 260117/4369172/03 не описаны границы земельного участка. То есть лицу, желающему принять участие в данном аукционе, необходимо самостоятельно выявить границы местоположения земельного участка, являющегося предметом договора аренды, выставленного на открытом аукционе.

Кроме того, Заявитель указывает на то, что в силу части 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно извещению № 260117/4369172/03 документы принимаются с 26.01.2017 г. по 26.02.2017 г., при этом дата проведения аукциона вообще не указана Таким образом, по мнению Заявителя, Организатором торгов нарушена часть 4 статьи 39.12 ЗК РФ.

Кроме того, как следует из жалобы <…>, в приложенном в разделе «Документы» извещения о проведении торгов не содержится информация, предусмотренная частью 21 статьи 39.11 ЗК РФ, а именно:

  1. об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
  2. о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона (в частности отсутствует информация о времени и месте начала аукциона);
  3. о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
  4. о начальной цене предмета аукциона;
  5. о «шаге аукциона»;
  6. о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
  7. о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
  8. о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Кроме того, Заявитель указывает на то, что, согласно части 22 статьи 39.11 ЗК РФ, обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка. В нарушение данной нормы к извещению
№ 260117/4369172/03 не приложен проект договора аренды земельного участка.

Администрация, не согласившись с доводами Заявителя, представила в адрес Мордовского УФАС России возражения от 15.02.2017 г. № 01-62/201 (вх. № 696 от 15.02.2017 г.), согласно которым требования действующего законодательства соблюдены Администрацией в полном объеме ввиду следующего.

Заявитель указывает, что в соответствии с извещением № 260117/4369172/03 от 26.01.2017 г. ущемляются его законные права и интересы, а действия Администрации, выступающей в качестве Организатора торгов, препятствуют его участию в торгах.

Ссылаясь на статьи 39.11, 39.12 ЗК РФ, Заявитель указывает, что Организатором торгов были нарушены требования законодательства и сама процедура проведения аукциона. Однако информация о предоставлении спорного земельного участка была опубликована на официальном сайте в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ, а не статьями, на которые ссылается Заявитель.

Руководствуясь статьей 39.18 ЗК РФ, Администрация, рассмотрев заявление физического лица о предоставлении земельного участка, поступившее в адрес Администрации, обеспечила опубликование извещения в порядке, установленном для официального опубликования.

В извещении, сформированном на Официальном сайте, была указана следующая информация:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений,

4) дата окончания приема заявлений

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости

7) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка.

При размещении информации организатором торгов заполнялись поля, необходимые для размещения информации, без которых опубликование извещения на Официальном сайте было бы невозможным.

Нарушение сроков также было недопустимым, поскольку при проведении  процедуры публикации система автоматически проверяет сроки публикации извещения на Официальном сайте на соответствие действующему законодательству и при обнаружении нарушения выдает предупреждение.

Граждане и крестьянские (фермерскими) хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, в период с 26.01.2017 г. по 26.02.2017 г., могли подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Как следует из возражений Администрации, аукцион должен был быть проведен Администрацией по правилам, установленным статьями 39.11-39.13 ЗК РФ, только в случае поступления после публикации извещения о намерении участвовать в аукционе № 260117/4369172/03 заявлений граждан и КФХ. По состоянию на 13.01.2017 г. такие заявления, в том числе заявление<…>, в адрес Администрации не поступали.

Исследовав жалобу <…>, приложенные к ней документы и материалы, возражения на жалобу, представленные Администрацией, а также выслушав доводы представителей Администрации, Комиссия установила следующее.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности регламентируются статьей 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются:

– информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

– информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

– адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

– дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

– адрес или иное описание местоположения земельного участка;

– кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

– площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

– реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

– адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

В соответствии с частью 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В соответствии с частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заявление <…> о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 2100 кв. м с кадастровым номером 13:02:0101005:4686, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Атюрьево, ул. П.И. Девятаева, 34, для индивидуального жилищного строительства от 18.01.2017 г. было принято Администрацией также 18.01.2017 г.

Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе № 260117/4369172/03 размещено Администрацией на официальном сайте 26.01.2017 г., то есть с соблюдением требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, а доводы <…> о нарушении Администрацией, установленных статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ, являются необоснованными ввиду того, что информация о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Атюрьево, ул. П.И. Девятаева, 34 (извещение № 260117/4369172/03), была опубликована на официальном сайте в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ, а не статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ, на которые ссылается Заявитель.

Требования к извещению, установленные в части 2 статьи 39.18 Администрацией также соблюдены в полном объеме.

На момент рассмотрения Мордовским УФАС России жалобы <…>
(вх. № 592 от 10.02.2017 г.) заявлений граждан или КФХ о намерении участвовать в аукционе № 260117/4369172/03 не поступало. Установленный частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ тридцатидневный срок на подачу таких заявлений не истек.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <…> (вх. № 592 от 10.02.2017 г.) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                            <…>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.