Дорогая передача

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила выяснить, почему за короткие мобильные сообщения, SMS, на русском языке сотовые операторы берут вдвое дороже, чем за послания на латинице. Впрочем, перспективы борьбы за права русскоязычного населения весьма туманны. У операторов есть веские технические причины драть за великий и могучий втридорога.


Всем известно, как часто перед отправкой сообщения на экране мобильного телефона появляется надпись о том, что набранный вами текст будет распределён на два. А то и три, четыре, пять сообщений. Это не очень приятно по двум причинам. Во-первых, платить приходится дороже. Во-вторых, отправка текста несколькими сообщениями при помехах связи может привести к тому, что часть текста будет утеряна. При этом текст на русском языке, умещающийся в одном SMS, короток до неприличия. То есть "поздравляю с днём рождения" помещается, а вот добрые пожелания - извольте платить ещё за одно SMS. Феноменом SMS заинтересовалась ФАС. По словам начальника управления контроля транспорта и связи Дмитрия Рутенберга, от граждан поступают жалобы, в которых говорится о том, что операторы сотовой связи ограничивают длину SMS на латинице 160 символами, а кириллические SMS - 70 символами. Таким образом, по словам Рутенберга, русскоговорящие граждане поставлены в невыгодные условия, так как вынуждены платить более чем в два раза больше за свои сообщения. ФАС направила запрос сотовым операторам с просьбой разъяснить, на каком основании те ограничивают длину сообщений в зависимости от типа алфавита. Представители "большой тройки" (МТС, "ВымпелКом" и "Мегафон") ответили, что всё дело в особенностях кириллицы. Общепринятый подход к использованию кодировок текста в SMS - часть глобального стандарта GSM, о деталях которого разработчики договаривались ещё во время длительного обсуждения в конце 1980-х годов, пояснил Сергей Скрипников, руководитель отдела по связям с общественностью региона Северная Европа и Центральная Азия компании Ericsson. Согласно стандарту SMS должно быть объёмом не более 163 байт, из которых 23 байта - это техническая информация (отметка SMS-центра, источник сообщения, схема кодировки и пр.) и собственно пользовательский текст - 140 байт (1120 бит). 7-битная кодировка (латинский алфавит и цифры) позволяет отправлять сообщения длиной до 160 символов, 8-битная (немецкий, французский язык) - до 140 символов. Для поддержки других национальных алфавитов, включая русский, используется 2-байтовая (16-битная) кодировка UTF-16 (международный стандарт, который гарантирует корректную передачу русского текста в сети любого оператора). Таким образом, SMS, написанное кириллицей, не может превышать 70 знаков. 8-битные кодировки для русского языка существуют. Это, например, KOI8 и СР1251 (Windows), которые используются в Интернете. Однако стандарт GSM не подразумевает их использование для кодирования SMS.


По словам Скрипникова, дело в том, что в соответствии с выработанным стандартом производится не только операторское оборудование для GSM-сетей, но и все GSM-телефоны. Отход от стандарта может привести к тому, что телефоны просто не будут обеспечивать приём и передачу SMS в новом формате. Поэтому дело даже не в операторском оборудовании, которое в теории можно "перепрошить", но ещё и в миллиардах "трубок" по всему миру.


С этими доводами согласен и Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. Как он пояснил "Нашей Версии", остаётся только дождаться, когда SMS будут вытеснены иными видами сообщений: мобильными версиями интернет-мессенджеров и социальных сетей.


Тем не менее представитель ФАС заявил, что ведомство направит запросы производителям телефонов с просьбой объяснить причины выбора определённой кодировки. Сможет ли антимонопольное ведомство побороться с ними? История противостояния ФАС с сотовыми операторами говорит скорее в пользу ведомства. Так, борьба за удешевление роуминга, несмотря на сопротивление операторов, привела не только к снижению тарифов, но и к тому, что операторы теперь предупреждают клиентов о том, что деньги на счёте кончились, а не загоняют их в миллионные долги. Однако производители телефонов - это совсем другая песня. Уместно вспомнить, что антимонопольные дела, например, с Microsoft тянулись годами и чаще заканчивались ничем.