Имидж для ФАС и критика для бизнеса

Чиновники готовы черпать в Интернете не только новости и критику, но и идеи для пропаганды. Вчера на конференции «Digital-коммуникации для управления корпоративной репутацией компании», организованной Ассоциацией компаний — консультантов по связям с общественностью (АКОС) и Ассоциацией менеджеров, замначальника административного управления ФАС Елена Нагайчук представила кейс о взаимодействии госорганов и соцмедиа. ФАС хочет сотрудничать с блогерами по части поиска идей и наказывать их за влияние на СМИ.


«В 2010 году ФАС провела конкурс социальной рекламы на тему конкуренции среди блогеров, — рассказала Елена Нагайчук. - Призом победителю конкурса стал государственный контракт на сумму 30 тыс. руб., взамен мы получили готовые к использованию макеты, разработка которых оказалась гораздо дешевле, чем в агентстве». В ведомстве Игоря Артемьева считают, что этот контракт показывает открытость ФАС для сотрудничества. Которое, впрочем, может иметь разные формы. «Часто ли ФАС возбуждает дела по публикациям в соцмедиа?! — задала сама себе вопрос г-жа Нагайчук и тут же на него ответила: — Точную статистику мы не ведем. В чистом виде это пока отдельные случаи, но надо учитывать влияние соцмедиа на СМИ».


Логика чиновников в данном случае весьма незатейлива: сообщения в соцсетях пользователи могут воспринять как руководство к действию или истину. Социальные медиа стали частью взаимодействия с потребителями, что тут же на конференции и доказали представители операторов «большой тройки». «МегаФон» вновь рассказал, что для PR-менеджеров работа в соцсетях — рутина, и напомнил о нашумевшем «деле на миллион», обсуждение которого в большей степени происходило на страницах Livejournal.

Его конкурент «ВымпелКом» не без оглядки на коллег по цеху мониторит блогосферу: за сутки в соцсетях о компании выходит до 400 уникальных постов. Гневные и откровенные жалобы абонентов френдам и подписчикам лент подтолкнули оператора к тому, чтобы рассказать клиентам об услуге «Автоответчик в роуминге», и к смене некоторых тарифов. В МТС ввели универсальные рекомендации для сотрудников, работающих с соцмедиа, чтобы те могли эффективно решать конфликты.


«Наиболее активный рост покажут направления, связанные с корпоративными коммуникациями, особенно в финансовом секторе, который был менее развит до сих пор, и все больше будут использоваться инструменты, предусматривающие обратную связь и живой диалог, несмотря на то что такие инструменты требуют больших финансовых вложений компании, — прогнозирует Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard и председатель АКОС. - Также будет активный рост кампаний в Интернете из категории «внешние связи и влияние на органы государственной власти». Рост коммуникации государства с населением — это отдельная большая тенденция, и в ней мы следуем примеру Европы и США».


Из властей пока о сети задумались в ФАС. А вот финансовые структуры и правда задумались о коммуникации с сетевым сообществом: очереди в отделениях, сложные договоры и неясные комиссии — блоги полны откликов на эти темы. Неудивительно, что ВТБ и Сбербанк уже представлены в соцсетях и тоже смотрят за отзывами, это прямо сказывается на их бренде.


«Соцмедиа и блоги рассматривались компаниями традиционно как каналы маркетинга и продаж, но сейчас отношение изменяется, их рассматривают как репутационную составляющую», - считает гендиректор агентства «Социальные сети» Денис Терехов. Михаил Умаров, гендиректор Comunica, говорит, что по статистике 30% всего контента в социальных медиа, а также четверо из пяти блогеров пишут о брендах. «Этот рынок в России только формируется, те, кто здесь работает год и больше, — старожилы. Он будет расти быстрее, чем рынок маркетинговых коммуникаций, по динамике роста, а не по объему денег», — прогнозирует г-н Умаров.