Дорожная карта

ПРАВИТЕЛЬСТВО   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 28 декабря 2012 г.  № 2579-р 

МОСКВА

 

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - план).

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:

обеспечить реализацию плана;

ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.

3. Минэкономразвития России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе его реализации.

4. Внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства без внесения изменений в настоящее распоряжение.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 22, ст. 2736);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2295-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 7177).

 

 

Председатель Правительства

    Российской Федерации                                                           Д.Медведев

 

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 28 декабря 2012 г.  № 2579-р 

 

П Л А Н

 

мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование

антимонопольной политики"

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений:
от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

2. Предметом плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - "дорожная карта") являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:

включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;

внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

снижение доли государственного сектора в экономике;

развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;

развитие конкуренции при осуществлении закупок;

упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;

повышение уровня защиты прав потребителей.

3. В связи с комплексностью задачи необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием ее обновленных "версий". В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы.

4. Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.

В "дорожной карте" устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.

 

Реализация "дорожной карты" приведет к достижению следующих контрольных показателей эффективности, определенных в таблице.

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2014 год

2018 год

 

 

 

 

Общие показатели "дорожной карты"

 

1. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса
PMR ОЭСР)*:

 

 

 

 

целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;

 

3,6

2,7

2,0

рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг

 

38

32

22

2. Количество новых предприятий на 1000 чел. (Newbusinessdensity), штук

 

2,6

3,9

5,2

3. Оценка состояния конкурентной среды - доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, процентов

24

35

51

 

 

 

П Л А Н

 

мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации

 

 

Мероприятие

Ключевое событие/результат

Срок

Вид

документа

Исполнитель

 

 

 

 

 

1. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти

 

 

 

 

 

Закрепление за органами исполнительной власти функций по развитию конкуренции, а также установление соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ):

 

 

 

 

 

для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в регулируемых сферах деятельности, в том числе в сфере деятельности субъектов естественных монополий

 

внесение соответствующих изменений в положения о федеральных органах исполнительной власти

июнь

2013 г.

постановление Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России,

ФАС России,

Минэнерго России,

ФСТ России

для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

внесены соответствующие изменения в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

июнь

2013 г.

указ

Президента Российской Федерации

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

ФАС России,

ФСТ России

2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

 

 

 

 

 

внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

утверждение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

сентябрь 2013 г.

решение Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

 

Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

 

5 субъектов Российской Федерации, в которых начато внедрение стандарта

 

январь

2014 г.

 

 

 

83 субъекта Российской Федерации, в которых начато внедрение стандарта

 

январь

2015 г.

 

 

создание системы мониторинга и оценки внедрения стандарта развития конкуренции

утверждена система мониторинга и оценки внедрения стандарта развития конкуренции

октябрь

2013 г.

решение Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

 

Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

стимулирование субъектов Российской Федерации к эффективной реализации стандарта развития конкуренции

сформирована система поощрения для субъектов Российской Федерации, успешно реализующих стандарт развития конкуренции

 

август

2015 г.

постановление Правительства Российской Федерации

Минрегион России,

Минфин России,

Минэкономразвития России

3. Снижение доли государственного сектора в экономике

 

 

 

 

 

подготовка предложений о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий

 

определен перечень приоритетных конкурентных рынков

август

2014 г.

доклад

Минэкономразвития России,

ФАС России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

введение обязательности согласования с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах - хозяйствующих субъектах, за исключением случаев создания, непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

 

внедрен механизм, ограничивающий возможность создания органами государственной власти и местного самоуправления юридических лиц - хозяйствующих субъектов

май

2013 г.

федеральный закон

ФАС России,

Минэкономразвития России

4. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий

 

 

 

 

 

Определение направлений развития конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий:

утверждение

планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков

 

ноябрь

2013 г.

акт Правительства Российской Федерации

 

в электроэнергетике

 

 

 

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

на железнодорожном транспорте

 

 

 

 

Минтранс России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере почтовой связи

 

 

 

Минкомсвязь России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере электросвязи

 

 

 

Минкомсвязь России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере теплоснабжения

 

 

 

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

на газовых рынках

 

 

 

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере трубопроводного транспорта

 

 

 

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере услуг аэропортов

 

 

 

 

Минтранс России,

ФАС России,

ФСТ России

 

в сфере услуг портов

 

 

 

Минтранс России,

ФАС России,

ФСТ России,

Минэнерго России

 

развитие коммерческой инфраструктуры рынков, в том числе сопряженных со сферами естественных монополий, в части организованных (биржевых) торгов, системы договорных рыночных отношений, равного представительства всех заинтересованных сторон, в следующих сферах:

введены основные принципы формирования системы договорных отношений,

советов рынков

с равным представительством всех сторон, организованных биржевых торгов

 

 

соглашение участников рынка,

акт Правительства Российской Федерации

(при необходимости)

 

электроэнергетика

 

ноябрь

2013 г.

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

железнодорожный транспорт

 

ноябрь

2013 г.

 

Минтранс России,

ФАС России,

ФСТ России

 

нефтепродукты

 

ноябрь

2013 г.

 

Минэнерго России,

ФАС России,

ФСТ России

 

внедрение стимулирующего регулирования, основанного:

определены основные принципы тарифного регулирования, устанавливающие введение стимулирующего регулирования

 

 

 

 

на утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий (с учетом определенных в рамках долгосрочных схем и программ оптимальных параметров), согласованных с инвестиционными программами сопряженных субъектов естественных монополий и конкурентных сфер деятельности, ограничении удельной стоимости инвестиций укрупненными нормативами цены строительства, обязательности проведения технологического аудита в отдельных отраслях и достижении целей создания единых конкурентных рынков в сопряженных с естественными монополиями сферах

 

создание условий развития конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах деятельности

июнь

2013 г.

федеральный закон

ФСТ России,

ФАС России,

Минэкономразвития России,

Минэнерго России

на установленных показателях эффективности, надежности и качества с учетом использования ценового стимулирующего регулирования уровней тарифов, включая долгосрочные, которое обеспечивает для потребителей доступность базовых товаров и услуг, а для регулируемых субъектов - развитие и модернизацию в сферах естественных монополий и сопряженных с ними сферах

 

создание стимулов развития и модернизации в естественно-монопольных и сопряженных с ними сферах деятельности

октябрь

2013 г.

федеральный закон,

постановление Правительства Российской Федерации

ФСТ России,

ФАС России,

Минэкономразвития России,

Минэнерго России

принятие правил недискриминационного доступа в сферах естественных монополий и сопряженных инфраструктурных сферах деятельности:

утверждение правил недискриминационного доступа

 

постановление Правительства Российской Федерации

 

 

услуги портов

 

 

июнь

2013 г.

 

ФАС России,

Минтранс России,

ФСТ России,

Минэкономразвития России

 

почтовая связь

 

 

ноябрь

2013 г.

 

ФАС России,

Минкомсвязь России,

ФСТ России,

Минэкономразвития России

 

электросвязь

 

июнь

2013 г.

 

ФАС России,

Минкомсвязь России,

ФСТ России,

Минэкономразвития России

 

транспортные терминалы

 

 

ноябрь

2013 г.

 

ФАС России,

Минтранс России,

ФСТ России,

Минэкономразвития России

 

формирование единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации:

 

субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий;

 

органами регулирования

 

создание единого государственного портала о раскрытии информации субъектами естественных монополий

июнь

2013 г.

 

 

ноябрь

2013 г.

федеральный закон

 

 

постановление Правительства Российской Федерации

ФСТ России,

Минэкономразвития России,

ФАС России,

Минэнерго России

5. Развитие конкуренции при осуществлении закупок

 

 

 

 

 

формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок

с 2014 года проводятся общественные обсуждения закупок на этапе их планирования и определения поставщиков

май

2014 г.

постановление Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России с участием

общероссийских общественных организаций предпринимателей

 

создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности

сформированы свод "лучших" и "худших" закупочных практик и механизм распространения "лучших" практик

июнь

2013 г.

решение Правительствен­ной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринима­тельства

 

Минэкономразвития России с участием

общероссийских общественных организаций предпринимателей

введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

аудит за конечным результатом государственных и муниципальных закупок включен в компетенцию Счетной палаты

Российской Федерации

 

январь

2014 г.

федеральный закон

Минэкономразвития России

внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок

установление ограничений на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов

 

январь

2014 г.

федеральный закон

Минэкономразвития России

6. Упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования

 

 

 

 

 

устранение избыточного антимонопольного контроля

 

ноябрь

2013 г.

федеральный закон

ФАС России,

Минэкономразвития России

 

упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации

 

исключено уведомление о сделках экономической концентрации

 

 

 

 

исключение предварительного согласования сделок субъектов естественных монополий внутри группы лиц, объединенных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции"

 

количество ходатайств в рамках предварительного согласования сделок естественных монополий по экономической концентрации сокращено в полтора раза

 

 

 

 

устранение возможности одновременного наложения на правонарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции"

 

исключение избыточных мер ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

 

смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений

 

сформированы гарантии снижения ответственности лицам, способствующим выявлению нарушений антимонопольного законодательства

 

 

 

 

защита интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении действий и заключении соглашений о реализации исключительных прав, если такие действия и соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

 

отсутствие случаев ограничения конкуренции с использованием исключительных прав

 

 

 

 

расширение применения института предостережения и предупреждения незначительных нарушений антимонопольного законодательства (в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела)

 

число возбужденных дел уменьшено на 30 процентов за счет добровольного устранения нарушений

 

 

 

 

введение нормы, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

 

отсутствие случаев возбуждения уголовных дел без материалов антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

 

 

исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение, в целях избежания излишней административной нагрузки на хозяйствующих субъектов. Определение функции реестра как фиксирующей наличие доминирующего положения

 

утвержден измененный перечень функций реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение

 

 

 

определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства и лучших практик добросовестной конкуренции

 

 

октябрь

2013 г.

федеральный закон,

постановление Правительства Российской Федерации

 

ФАС России

 

утверждение разъяснений по следующим основным вопросам:

разъяснения ФАС России утверждены и опубликованы

 

ноябрь

2013 г.

акт

ФАС России

ФАС России

доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах

 

 

 

 

 

оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке

 

 

 

 

 

определение монопольно высокой и низкой цены

 

 

 

 

 

применение антимонопольного законодательства к торгам частных компаний

 

 

 

 

 

доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства

 

 

 

 

 

соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности

 

 

 

 

 

"вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения

 

 

 

 

 

создание единого раздела на сайте ФАС России с исчерпывающим перечнем и копиями решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России

 

 

ноябрь

2013 г.

приказ

ФАС России

ФАС России

внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России

 

в ФАС России создан орган по досудебному обжалованию решений территориальных управлений ФАС России

 

май

2015 г.

федеральный закон

ФАС России

реализация пилотного проекта по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях антимонопольного законодательства

в дистанционном порядке рассмотрено не менее пяти дел о нарушении антимонопольного законодательства

 

ноябрь

2013 г.

приказ

ФАС России

ФАС России

утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций

рассмотрение в 2013 году на заседании Правительства Российской Федерации доклада, подготовленного в соответствии с новыми правилами

март 2013 г.

решение Правительствен­ной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринима­тельства

 

ФАС России,

Минэкономразвития России с участием

общественных объединений предпринимателей

повышение эффективности деятельности ФАС России:

 

 

 

 

 

введение в ключевые показатели эффективности (КПЭ) должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные впоследствии судами

 

предложения по развитию ФАС России утверждены и опубликованы

март

2013 г.

приказ

ФАС России

ФАС России

разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России

 

 

май

2013 г.

доклад

ФАС России,

Минфин России

7. Повышение уровня защиты прав потребителей

 

 

 

 

 

разработка проекта федерального закона по вопросу о внедрении  правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков), включая возможность участия юридических лиц в групповых исках

 

создание системы, повышающей защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства

ноябрь

2013 г.

федеральный закон

Минюст России,

ФАС России,

Минэкономразвития России

закрепление возможности установления убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции, создание механизма распределения взысканных с нарушителей антимонопольного законодательства сумм убытков в пользу пострадавших лиц

 

 

октябрь

2014 г.

федеральный закон

ФАС России,

Минюст России,

Минэкономразвития России

обеспечение защиты прав потребителей услуг естественных монополий:

законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и ответственности за их соблюдение

 

утверждены стандарты коммерческого качества обслуживания

октябрь

2013 г.

федеральный закон

ФСТ России,

ФАС России,

Минэкономразвития России,

Минэнерго России

усиление ответственности рекламодателей и рекламораспространителей за ненадлежащую рекламу

законодательно закреплен повышенный уровень ответственности за ненадлежащую рекламу

 

ноябрь

2013 г.

федеральный закон

ФАС России

8. Создание механизма реализации "дорожной карты" по развитию конкуренции

 

 

 

 

оценка результатов внедрения мероприятий "дорожной карты"

отчет о внедрении мероприятий "дорожной карты" по развитию конкуренции

за 2013 - 2014 гг.

 

ноябрь

2014 г.

доклад

Минэкономразвития России,

ФАС России,

ФСТ России

разработка регламента работы по развитию конкуренции, включающего:

критерии отбора и порядок формирования списка приоритетных отраслей для развития конкуренции на регулярной основе

порядок разработки актуального плана мероприятий (в формате "дорожной карты") по развитию конкуренции в приоритетных отраслях

порядок разработки плана системных (межотраслевых) мероприятий по развитию конкуренции

 

регламент работы по развитию конкуренции в Российской Федерации

июнь

2013 г.

решение Правительствен­ной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринима­тельства

Минэкономразвития России,

ФАС России,

ФСТ России

 

разработка предложений по актуализации утвержденной "дорожной карты"

обновленная версия "дорожной карты"

октябрь

2014 г.

распоряжение Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России,

ФАС России,

ФСТ России

 

П Л А Н

 

мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках

 

 

1. Рынок лекарственных препаратов

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

Число фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля
за качеством лекарственных средств, процентов

 

30

40

100

Доля производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов, процентов

 

75

90

 

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Отсутствие условий
для снижения цен на лекарственные препараты

совершенствование процедур формирования перечней лекарственных средств в части обязательного их публичного обсуждения и закрепления критериев и процедур их коррекции

 

постановление Правительства Российской Федерации

сентябрь 2013 г.

Минздрав России,

ФАС России

введение понятия "взаимозаменяемый лекарственный препарат", наделение Минздрава России полномочиями по утверждению порядка установления и ведения перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов

 

федеральный закон

октябрь

2013 г.

Минздрав России,

ФАС России

введение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям

 

приказ Минздрава России

ноябрь

2013 г.

Минздрав России,

ФАС России

установление административной ответственности медицинских работников за несоблюдение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям

 

федеральный закон

январь

2014 г.

Минздрав России

формирование перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов

приказ Минздрава России

ноябрь

2014 г.

Минздрав России,

Минпромторг России,

ФАС России

 

Несовершенство процедур государственной регистрации лекарственных средств

оптимизация процедур государственной регистрации лекарственных средств, в том числе введение процедур предрегистрационного и пострегистрационного консультирования заявителей, определение особенностей регистрации отдельных групп лекарственных препаратов (орфанные, биологические, биоаналоговые, воспроизведенные, препараты из лекарственного растительного сырья и др.), предоставление заявителю на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуальной информации о прохождении каждого этапа государственной регистрации лекарственных средств

 

федеральный закон

октябрь

2013 г.

Минздрав России,

ФАС России

анализ правоприменительной практики изменений, внесенных в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части совершенствования процедур государственной регистрации лекарственных препаратов

 

доклад

ежегодно, начиная с октября 2013 г.

Минздрав России,

ФАС России

Сокращение ассортимента лекарственных препаратов, вызванное несовершенством процедуры государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых

совершенствование методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части предоставления возможности производителям осуществлять ежегодную перерегистрацию предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с учетом инфляции

межведомствен­ный приказ (Минздрав России и

ФСТ России)

март

2013 г.

Минздрав России,

Минэкономраз­вития России,

Минпромторг России,

ФСТ России,

ФАС России

и важнейших лекарственных препаратов

 

 

 

 

 

Отсутствие единообразных требований к производству лекарственных препаратов

 

создание при Минпромторге России постоянно действующей рабочей группы по разработке и ежегодному уточнению правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP).

приказ Минпромторга России

апрель

2013 г.

Минпромторг России,

Минздрав России,

ФАС России,

Минсельхоз России, ассоциации фармпроизво­дителей

 

разработка и утверждение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP)

 

приказ Минпромторга России

июнь

2013 г.

Минпромторг России,

ФАС России

осуществление перехода фармпроизводителей на применение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, разработанных на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP)

 

доклад

ноябрь

2013 г.

Минпромторг России

внесение изменений в правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с изменениями, вносимыми в Международные правила производства лекарственных средств (GMP) в целях их гармонизации

 

приказ Минпромторга России

по мере необходи­мости

Минпромторг России

 

 

2. Рынок медицинских услуг

 

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

 

 

Число медицинских организаций негосударственных форм собственности, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, штук

 

781

883

950

 

Количество субъектов Российской Федерации, перешедших на полный тариф оплаты отдельных видов медицинской помощи, в том числе в части расходов инвестиционного характера и расходов на оборудование стоимостью свыше 100 тыс. руб. (включая амортизацию)

 

29

35

45

 

Доля территориальных фондов обязательного медицинского страхования, разместивших информацию об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования и тарифах, процентов

-

-

100

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Необходимость расширения доступа медицинских организаций любых форм собственности к участию в реализации программы

осуществление мониторинга участия организаций негосударственных форм собственности в системе обязательного медицинского страхования

доклад

март

2013 г.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

совершенствование механизмов осуществления контроля медицинской деятельности, в том числе в части закрепления функций федерального органа исполнительной власти по осуществлению контрольных полномочий в сфере здравоохранения (выдача обязательных для исполнения предписаний, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении требований законодательства Российской Федерации медицинскими работниками, медицинскими организациями и должностными лицами медицинских организаций)

 

постановление Правительства Российской Федерации

март

2013 г.

Минздрав России,

ФАС России,

Росздравнадзор,

Роспотреб­надзор

Доступ частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования затруднен в связи с отсутствием открытой информации об условиях и тарифах участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования

 

установление административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования за несвоевременное размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования

 

федеральный закон

ноябрь

2013 г.

Минздрав России,

ФАС России,

Минюст России

Высокая степень износа основных фондов в государственном секторе здравоохранения и связанные с этим ненадлежащие условия предоставления медицинской помощи

переход субъектов Российской Федерации на полный тариф оплаты отдельных видов медицинской помощи, в том числе включение в него:

расходов инвестиционного характера;

расходов на оборудование стоимостью свыше 100 тыс. рублей (в виде амортизации)

доклад

ноябрь

2013 г.

Минздрав России,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС),

органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации

 

 

установление порядка использования государственного и муниципального имущества для целей здравоохранения, предусматривающего возможность перераспределения высвобождаемого имущества сферы здравоохранения, востребованного в настоящий момент времени на рынке:

идентификация имущества, используемого для целей здравоохранения, в реестрах имущества, которые ведутся на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне;

федеральный закон

октябрь

2014 г.

ФАС России, Минэкономраз­вития России,

Минздрав России

 

обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот имущества, используемого для целей здравоохранения, путем проведения концессионных торгов в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях"

 

 

 

 

 

3. Рынок авиаперевозок

 

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

 

 

Повышение коэффициента авиационной подвижности

 

0,43

0,55

0,7

 

Рост объема внутренних межрегиональных перевозок, млн. пассажиров

 

4,53

5,53

6,53

 

Количество соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам

 

50

55

60

 

Количество низкотарифных авиаперевозчиков

 

-

1

2

 

Доля крупных аэропортов (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. чел.), имеющих не менее двух поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов

 

35

не менее 60

не менее 80

 

Количество авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2-х рейсов в неделю

 

1137

1180

1230

 

 

 

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Низкий коэффициент транспортной подвижности населения, высокая стоимость перевозок

 

 

 

 

Существующий запрет на работу иностранных пилотов на российских авиалиниях приводит к снижению конкуренции между отечественными пилотами ввиду недостаточного количества молодых кадров и росту стоимости их услуг, в результате чего стоимость услуг российских пилотов выше, чем в авиакомпаниях стран СНГ

 

введение требования о наличии в крупных аэропортах (исходя из определенного размера пассажиропотока) 2 и более поставщиков услуг по отдельным видам наземного обслуживания (обслуживание пассажиров, хранение и заправка авиатопливом)

 

постановление Правительства Российской Федерации

март 2013 г.

ФАС России,

Минтранс России,

ФСТ России,

Минэкономраз­вития России

совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки в части установления порядка и условий возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров

 

обеспечение допуска иностранных пилотов к управлению воздушными судами российских авиакомпаний

федеральный закон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

федеральный закон

 

март

2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 января

2013 г.

Минтранс России,

Минэкономраз­вития России,

ФАС России,

Роспотреб­надзор

 

 

 

 

 

Минтранс России,

Минэкономраз­вития России,

ФМС России,

Минтруд России

 

Отсутствие низкотарифных перевозок

предоставление авиакомпании возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полете

 

приказ Минтранса России

август

2013 г.

Минтранс России

пересмотр норм о бесплатном провозе багажа

федеральный закон

август

2013 г.

Минтранс России,

ФАС России,

Роспотреб­надзор,

Минэкономраз­вития России,

Минфин России

 

Низкий уровень конкуренции в авиаперевозочной
(на внутренних и на международных маршрутах) и аэропортовой деятельности

либерализация межправительственных соглашений о воздушном сообщении в части снятия ограничений по числу перевозчиков, установленных маршрутов, частот, тарифам

 

внесение изменений в действующие соглашения о воздушном сообщении

 

ежегодно

Минтранс России,

МИД России

совершенствование порядка допуска перевозчиков в части обеспечения прозрачной процедуры допуска и обеспечения конкуренции на международных маршрутах

 

приказ Минтранса России

февраль

2013 г.

Минтранс России,

Минэкономраз­вития России,

ФАС России

Существенное различие в тарифах на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в различных аэропортах Российской Федерации

 

проведение работы ФСТ России по установлению тарифов на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в целях выравнивания тарифов в аэропортах Российской Федерации

доклад

15 апреля

2013 г.

ФСТ России

Недостаточная доступность авиаперевозок

совершенствование программ субсидирования в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Дальневосточного федеральных округов, из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении в части снятия ограничений по возрасту пассажиров льготной категории, расширения перечня субсидируемых маршрутов

 

постановление Правительства Российской Федерации

ноябрь

2013 г.

Минтранс России,

Минфин России,

Минэкономраз­вития России

Высокие сертификационные требования для региональных аэропортов

упрощение процедуры сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

приказ Минтранса России

июнь 2013 г.

Минтранс России,

ФАС России

 

4. Рынок услуг связи

 

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

 

 

Индекс рыночной концентрации (индекс Герфиндаля-Гиршмана) рынка услуг по передаче голосовой информации на территории субъекта Российской Федерации

 

3000

2750

2500

 

Доля населения, имеющего возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем двумя операторами, на территории субъекта Российской Федерации, процентов

40

45

55

 

 

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Регулирование отрасли связи по технологическому принципу не способствует эффективному развитию конкуренции в отрасли, в том числе за счет своевременного внедрения новых технологий

 

внесение изменений в план использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий в Российской Федерации в части исключения указаний на конкретные полосы радиочастот для перспективных радиотехнологий, а также минимально допустимой ширины полос радиочастот

акт Правительства Российской Федерации

февраль 2013 г.

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

Необходима реализация принципа технологической нейтральности

установление возможности применения узлов связи с территориально-распределенной архитектурой для сетей фиксированной связи и для сетей подвижной радиотелефонной связи, определив для операторов связи право пропуска трафика оптимальным способом и предусмотрев ограничения на пропуск трафика только в случае, если это приведет к нарушению целостности и безопасности сети связи общего пользования

 

приказ Минкомсвязи России

февраль 2013 г.

Минкомсвязь России

 

внесение изменений в перечень наименований услуг связи в части выдачи универсальных лицензий без привязки к технологии их оказания

постановление Правительства Российской Федерации

июнь

2013 г.

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

 

разработка концепции организации межоператорского взаимодействия, не допускающая искажения конкуренции
и дискриминации отдельных технологий

доклад

июнь

2013 г.

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

 

разработка проекта единых правил оказания услуг телефонной связи с разграничением особенностей оказания услуг по различным сетям связи

 

постановление Правительства Российской Федерации

сентябрь

2013 г.

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

Отсутствие благоприятных условий для дальнейшего развития, в том числе перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка

приведение порядка ценообразования в регулируемом сегменте к порядку, сложившемуся в условиях конкуренции (в части снижения платы за абонентскую линию при оплате услуг местной телефонной связи)

постановление Правительства Российской Федерации

 

 

 

акт федеральных органов исполнительной власти

 

апрель 2013 г.

 

 

 

 

 

июнь

2013 г.

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФСТ России,

ФАС России

 

Минкомсвязь России,

ФСТ России

 

проведение выборочного детального анализа рынков услуг телефонной связи на территории отдельных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, междугородной телефонной связи, а также оценка целесообразности запуска пилотных проектов с прекращением тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи

 

доклад

февраль

2013 г.

ФАС России,

Минэкономразвития России,

Минкомсвязь России,

ФСТ России

 

введение пилотных проектов по отмене тарифного регулирования услуг фиксированной телефонной связи по результатам проведенного анализа на соответствующих территориях Российской Федерации

 

приказ ФСТ России

январь

2014 г.

ФСТ России

 

подведение итогов реализации пилотных проектов о прекращении тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи

доклад

апрель

2014 г.

ФСТ России,

ФАС России,

Минэкономразвития России,

Минкомсвязь России

 

Строительство и эксплуатация сетей связи в значительной степени зависит от доступа к инфраструктуре, используемой для размещения сетей и средств связи: сооружения связи и помещения для размещения средств связи, технические помещения нежилых зданий и многоквартирных домов, дороги, полосы отвода, мосты, эстакады и др.

принятие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре, используемой для оказания услуг электросвязи и находящейся в собственности (ведении) субъектов естественной монополии

постановление Правительства Российской Федерации

июнь

2013 г.

ФАС России,

Минкомсвязь России,

Минэкономразвития России,

ФСТ России

 

 

5. Рынок услуг дошкольного образования

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

 

 

Количество негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1022

1035

1050

 

Численность воспитанников негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

79350

81500

85000

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Не сформирована система имущественной и финансовой поддержки вновь создаваемых частных образовательных организаций.

Необходимость развития частно-государственного партнерства в социальной сфере на базе государственного и муниципального имущества

разработка и направление в субъекты Российской Федерации рекомендаций по применению механизма муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков
(в том числе в частных дошкольных организациях)

письмо Минобрнауки России

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования

ноябрь

2013 г.

Минобрнауки России,

ФАС России,

Минэкономраз­вития России,

органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации,

заинтересован­ные отраслевые организации и союзы

 

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих сохранение целевого назначения зданий, используемых для оказания образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями

федеральный закон

февраль

2013 г.

Минобрнауки России,

Минэкономраз­вития России,

ФАС России,

органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием

заинтересован­ных отраслевых организаций и союзов

 

 

анализ реализуемых в различных субъектах Российской Федерации механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных
(частных детских садов) и распространение положительного опыта в субъектах Российской Федерации

доклад

ноябрь

2013 г.

Минобрнауки России,

Минэкономраз­вития России,

ФАС России,

органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием

заинтересован­ных отраслевых организаций и союзов

Дискриминация частных дошкольных организаций по отношению к государственным и муниципальным, в том числе недостаточная информационно-методическая поддержка деятельности воспитателей частных детских садов и групп временного пребывания детей на базе действующей инфраструктуры государственной системы дошкольного образования

 

установление равных прав педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования,
с одной стороны, и негосударственных учреждений - с другой, в части обеспечения доступа к современным образовательным, психологическим и иным необходимым методам, включение их в систему повышения профессионального уровня

федеральный закон

июль

2013 г.

Минобрнауки России,

ФАС России,

органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием

заинтересован­ных отраслевых организаций и союзов

Субсидирование расходов родителям на содержание детей в частных детских садах недостаточно урегулировано

распространение лучших практик по совершенствованию нормативно- правовой базы субъектов Российской Федерации, и муниципальных районов,
и городских округов в части выделения субсидий на содержание детей в детских садах независимо от их форм собственности

письмо Минобрнауки России

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования

 

ноябрь

2013 г.

Минобрнауки России

Санитарно-гигиенические, пожарные и иные требования, установленные для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, не отвечают современным требованиям

принятие нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, в том числе:

разработка новых концептуальных основ формирования санитарных правил для дошкольных образовательных организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности;

утверждение новых санитарных правил для дошкольных образовательных организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности;

разработка и утверждение санитарных правил для семейных групп, в том числе созданных индивидуальными предпринимателями

 

приказ

Минздрава России

ноябрь

2013 г.

Минздрав России,

Минобрнауки России,

Роспотреб­надзор

принятие нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, в том числе:

оптимизация правил пожарной безопасности для дошкольных учреждений;

разработка правил пожарной безопасности для семейных дошкольных групп, в том числе расположенных в жилых и приспособленных помещениях

 

приказ

МЧС России

ноябрь

2013 г.

МЧС России,

Минздрав России,

Минобрнауки России,

Роспотреб­надзор

Трудности при создании частных детских садов

предоставление права на создание частных детских садов с использованием организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц

федеральный закон

март

2013 г.

Минобрнауки России,

Минэкономраз­вития России,

Роспотреб­надзор

 

 

6. Рынок нефтепродуктов

 

 

Наименование контрольного показателя

Текущее значение

2013 год

2014 год

 

 

 

 

Объем биржевой торговли нефтепродуктами, процентов

10,2

по моторным топливам (АБ-7,

ДТ-12), мазут - менее 1

не менее 10 реализации нефтепро­дуктов на внутреннем рынке

(по видам)

не менее 10 реализации нефтепро­дуктов на внутреннем рынке

(по видам)

 

 

Обоснование проблемы

Мероприятие

Вид документа

Срок реализации

Ответственный исполнитель

 

 

 

 

 

Недостаточно ликвидный рынок, большое количество аффилированных сделок

совершенствование нормативно- правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами, в том числе:

обеспечение анонимности биржевых торгов;

унификация и стандартизация лотов и контрактов;

установление минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, разработка требований

совместный приказ ФАС России
и Минэнерго России

март

2013 г.

ФАС России,

Минэнерго России

 

к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по реализации нефтепродуктов, произведенных

 

 

 

 

хозяйствующими субъектами, доминирующими на соответствующем рынке

 

 

 

 

Недостаточная прозрачность рынка нефтепродуктов

формирование объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен зарубежных рынков

 

федеральный закон

сентябрь

2013 г.

Минэнерго России,

ФАС России

 

повышение информационной прозрачности отрасли. Развитие практики разработки нефтяными компаниями "модельных политик"

 

доклад

март

2013 г.

ФАС России

Дискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов)
по магистральным трубопроводам

изменение Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации в части создания условий деятельности для независимых субъектов рынка нефтепродуктов, повышение эффективности использования мощностей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

постановление Правительства Российской Федерации

март

2013 г.

ФАС России, Минэнерго России, Минэкономраз­вития России,

ФСТ России

 

 

_____________________

* Рассчитывается на основе составляющих индекса PMR (productmarketregulation, данные Организации экономического сотрудничества и развития). Учитывает три ключевых фактора - участие государственного сектора в экономике, регулирование рынков (ценовое и неценовое регулирование ключевых отраслей), барьеры для конкуренции (наличие картелей, вертикально и горизонтально интегрированных компаний в отрасли, административные барьеры).

 

 

____________